Принято считать, что интеллект правит балом человеческой жизни, в то время как искусство играет в ней не большую роль, чем вишенка на торте. Примеры тому встречаются на каждом шагу.

 

 

Выбирая подарок другу, мы, скорее, остановимся на айпаде, чем на поэтическом сборнике. Заботясь о будущем своего ребенка, родители наверняка направят его к репетитору по математике, а не в театральную студию. Администрация детского сада, вероятнее всего, введет в практику изучение иностранных языков, чем похлопочет о развитии музыкальности у дошкольников.

А что думают нейробиологи об искусстве и его влиянии на интеллект? Насколько, по их мнению, позволительно столь пренебрежительное отношение к прекрасному?

Красота как активатор интеллекта

Специалисты, изучающие головной мозг человека, утверждают: приобщение к искусству подстегивает мыслительные процессы и развивает необходимую для занятий точными науками концентрацию. Человек рассматривает картину – оживляются нейроны затылочной части мозга; слушает музыку – активизируются височные доли; читает книгу — стимулируются лобные области.

Наш центр управления включается в работу еще сильнее, если человек сам рисует, играет на музыкальном инструменте или сочиняет стихи. К примеру, при игре на гитаре приводятся в действие все когнитивные механизмы: восприятие, внимание, память, эмоции, моторика, абстрактное мышление, эмпатия.

По утверждению польского нейробиолога Ежи Ветулани, каждый вид искусства активизирует и развивает познавательное внимание. К тому же заключению пришел и американский психолог Роберт Стернберг, пытаясь ответить на вопрос, что такое креативный интеллект. По его наблюдениям, именно наслаждение красотой позволяет сосредоточиться на интеллектуальных занятиях, развивает гибкость ума и пробуждает творческие способности.

 

 

Эффекты от аффектов

Николас Хамфри, специалист в области эволюции интеллекта, обратил внимание на природу эстетического выбора человека. Ученый сделал вывод, что, в процессе многолетней дифференциации красивого и безобразного, мы овладели навыком классификации, необходимым в обучении.

При виде уродливого, то есть опасного для жизни, мы получаем из мозга сигнал к бегству. Отсюда привычка избегать впечатлений, способных ослабить наш адаптационный механизм, и влечение к прекрасному, которое усиливает защитные силы.

Общение с искусством только на первый взгляд кажется малоэффективным. Исследования ученых убеждают: прекрасное не менее полезно, чем полезное. Искусство не просто приводит к подъему духа, оно помогает быстрее и успешнее мыслить. Это драйвер духовного и интеллектуального развития. Инвестиции в искусство, особенно в первые годы жизни, обязательно окупят себя в процессе самореализации личности.

Скрипка Эйнштейна и теория относительности

Зачастую научная карьера идет рука об руку с занятиями искусством. Альберт Эйнштейн играл на скрипке с четырех лет. Его жена, будучи маленькой девочкой, влюбилась в него в тот момент, когда он виртуозно исполнял какое-то произведение Моцарта.

Эйнштейн всю жизнь не расставался со скрипкой. Музыка была соавтором его научных открытий, в том числе и теории относительности. Отрываясь от формул, он брал в руки инструмент, извлекал из него несколько нот и снова возвращался в кабинет. Скрипка мобилизовала мозг великого физика, готовя его к генерации новых идей.

Разумеется, Эйнштейн – не единственный пример ученого, ценящего искусство. В 1956 году уже упоминавшийся здесь нейробиолог Ежи Ветулани стал одним из основателей театра-кабаре. В этом заведении собиралась краковская интеллигенция, чтобы пообщаться и посмотреть выступления разножанровых артистов.

Сам ученый много лет выступал в нем в качестве конферансье. Его коллега, академик Рышард Пшевлоцкий, долгое время принимал участие в новаторском «Театре 38».

Волшебная сила искусства

Ежи Ветулани не раз сетовал на то, что в польском образовании слишком мало места занимают уроки искусства. Понять профессора позволят следующие примеры:

• преподаватель Торонтского университета Гленн Шеленберг, наблюдая за 6-летними детьми, пришел к выводу: у дошкольников, занимающихся театром, пением или игрой на синтезаторе, коэффициент развития интеллекта повышался стабильно; у их сверстников, лишенных общения с прекрасным, не было зафиксировано умственного прогресса;

• сотрудница Орегонского университета Хелен Невилл изучала группу детей от 3 до 5 лет: они были участниками проекта Head Start, проводившегося для повышения культурного и образовательного уровня выходцев из бедных семей; в ходе эксперимента выяснилось, что занятия музыкой существенно сказались на умении детей фокусироваться и считать;

• воспитанники Геттисбергского обучающего центра, носящего имя композитора и дирижера Леонарда Бернстайна, изучают законы равновесия на примере выдающихся архитектурных построек, в частности Эйфелевой башни; благодаря инновационному методу, ускорившему развитие интеллекта учащихся, их альма-матер переместилась с последних позиций рейтинга ближе к середине.

Вместо вывода

Мало кто обращал внимание на гениальные замечания Шекспира о влиянии искусства не только на душу, но и на разум. Одному из его героев принадлежат проницательные слова о том, как могут овечьи кишки – материал для изготовления струн – «вытягивать душу» из человека. Не менее интересно наблюдение другого шекспировского персонажа: «Торжественная музыка врачует рассудок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *