Культ личности известен еще со времен египетских фараонов. Он выражается в обожествлении отдельных персон, чаще всего являющихся видными политическими фигурами. Их восхваление, напоминающее идолопоклонничество, – главная задача официальных СМИ и лояльных режиму деятелей культуры.
Идеальный образ вождя закрепляется в массово тиражируемых плакатах, стихотворениях, песнях, скульптурах, памятниках, собственных наименованиях. Народу он преподносится как лидер нации, квинтэссенция мудрости, уникальная совершенная личность. Его награждают громкими титулами, осыпают комплиментарными эпитетами. Так прославляли Ленина и Сталина, Гитлера и Чаушеску, Мао Цзэдуна и Ким Ир Сена.
Культ личности Сталина
Образ непогрешимого и всесильного «отца народов» с характерным псевдонимом Сталин стал центром внимания всей политической и культурной жизни СССР 30-50-х годов прошлого века. Его славословили не только советские, но и зарубежные коммунистические писатели.
Культ личности Сталина отразился в легендах и песнях народов Страны Советов. Один из казахских поэтов назвал Сталина «учителем Вселенной». Еще при жизни вождя его имя было увековечено в названиях улиц и площадей, заводов и пароходов, колхозов и домов культуры, учебных заведений и военных объектов.
После войны многие населенные пункты Восточной Европы получили имя «вождя мирового пролетариата», «организатора Победы над фашизмом» – Сталина. В странах Варшавского Договора, как грибы, один за одним возникали тезки советского города Сталинграда: в ГДР – Сталинштадт, в Румынии – Орашул-Сталин, в Польше – Сталиногруд, в Венгрии – Сталинварош.
Похороны вождя превратились в массовую истерию. Подобной прощальной церемонии не был удостоен ни один лидер в мировой истории. В течение четырехдневного траура прервалась работа на всех фабриках и заводах. Со всех уголков страны съезжались в Москву люди, чтобы попрощаться с вождем.
Миллионные толпы образовались на Пушкинской площади и примыкающих к ней улицах. В этой ужасающей давке погибло много людей – более 1000 человек, – не сумевших вырваться из плотного кольца почитателей Сталина. Обезображенные тела сваливали в грузовики, вывозили за черту столицы и сразу же предавали земле. Те, кому еще можно было оказать помощь, так и не дождались ее: почти все медики в эти дни всеобщей печали не работали. Эти исторические события наглядно демонстрируют размах культа личности Сталина, распространяющий массовое зло даже после смерти вождя.
Причины культа личности
По мнению социальных психологов, идолопоклонничество хорошо приживается в определенной общественной среде. Предпосылками к обожествлению политического деятеля являются:
- отсутствие гражданского общества, сплоченности и политико-правовой зрелости людей;
- социально-психологический инфантилизм многих индивидов, не способных думать о последствиях своих поступков и нести за них ответственность;
- низкий культурно-образовательный статус большинства членов общества;
- искоренение инакомыслия в социуме.
Перечисленные причины культа личности стали плодотворной почвой и для осуществления сталинских репрессий 30-х годов. Привыкшие к ритуализированному стилю поведения, слепо верящие в правоту своего лидера, советские строители коммунизма не соизволили усомниться в справедливости объявленной расправы с «врагами народа».
Работающая с утроенной силой пропагандистская машина – одна из причин культа личности – помогала успешно манипулировать общественным сознанием. Греющиеся в лучах правительственной славы журналисты, писатели, художники способствовали своим творчеством укреплению вождизма и всенародному трепету перед «дорогим товарищем Сталиным».
Разоблачение культа личности
Ни одно масштабное явление в жизни общества не обходится без последствий. После эйфории массового заблуждения приходят разочарование и всенародное раскаяние. В любом народе, переболевшем культом личности, обязательно – рано или поздно – пробуждается самосознание.
Отрезвленные граждане начинают сомневаться в верности выбранного пути и волноваться о своем будущем. В недрах рабской покорности и поголовного соглашательства зарождается четкое понимание необходимых перемен, стремление взорвать изнутри систему.
Насильно насаждаемое идолопоклонничество провоцирует возникновение людей, берущих на себя роль разоблачителей культа личности. В СССР эту миссию возложил на себя Никита Хрущев. В ходе XX съезда КПСС, уже после смерти Сталина, Никита Сергеевич выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем бывший соратник Сталина озвучил свое мнение о правлении вождя, указав на факты, доказывающие виновность «отца народов» в совершенных им массовых преступлениях против человечности.
Несмотря на закрытость документа, разоблачающего культ личности, вести о нем моментально разлетелись по всем городам и весям Страны Советов. Его обсуждали в каждой общественной ячейке, на каждом предприятии. Огромный резонанс получил этот документ во всем мире. Правда, официально опубликовать его решились только через 40 лет – в 1989 году.
При этом внутренние противоречия между приверженцами сталинизма и его противниками до сих пор не искоренены. Так что каждому члену посткультового общества приходится самостоятельно осознавать свержение с пьедестала бывшего кумира. Некоторые не примирились с этим фактом по сей день.