Заумный термин «рефлексия» скрывает в себе увлекательный процесс человеческого самопознания. По меткому выражению писателя В.Кротова, эта внутренняя активность напоминает погоню за самим собой в лабиринте своих мыслей.

Рефлексия – одна из высших функций сознания и важнейшее условие саморазвития. Способность заглянуть внутрь себя помогает индивиду увидеть, что ему дано, и понять, что он может с этим сделать. В этой статье мы предлагаем выяснить, когда зарождается рефлексия, как она проявляется и к чему приводит.

Психологическая рефлексия: грани и уровни

Представим себе, что каждый из нас – это уникальный набор красок. Так вот, чтобы из этой палитры получился шедевр под названием Личность, нам потребуется осознание трех своих ипостасей:

  • «Я» настоящего;
  • «Я» идеального;
  • «Я» социального.

В первом случае мы должны ответить себе на вопрос «что я собой представляю?», во втором – «каким хочу быть?» и в третьем – «каким меня видят окружающие?». Осознанием этих граней личности и занимается психологическая рефлексия.

Примеры рефлексии:

1. Вы наблюдаете за своим ребенком и находите в нем свои черты – это уже рефлексия.

2. Вы читаете книгу, переживаете вместе с главным героем, и вдруг понимаете, что в тех же обстоятельствах поступили бы так же, как он. Находя точки соприкосновения с персонажем, вы рефлексируете.

3. Вы стоите в долгой очереди. Сначала раздражаетесь, а затем начинаете анализировать свою отрицательную эмоцию. Находите ее истоки в детстве, когда вам приходилось долго ждать маму, работавшую допоздна. В данном случае вы тоже занимались рефлексированием.

Возникает способность к рефлексии в 10-11 лет. Вместо беспомощной детской констатации «Я не могу это сделать!» у подростка появляется резонный вопрос «Могу ли я это сделать?». Так включается механизм, позволяющий установить пределы возможностей личности.

Это приводит в действие другой механизм, помогающий восполнить дефицит ресурсов, необходимых для решения сложных жизненных задач. С углублением рефлексии молодой человек постепенно приходит к пониманию себя и своей миссии в этом мире.

Виды рефлексии по объекту направленности:

  • личностная – углубление в себя с целью самоанализа, изучения всех сторон своего «Я»;
  • интеллектуальная – оценка своих мыслей и поступков, их причин и следствий;
  • коммуникативная – анализ слов и действий контактеров, постижение истинных мотивов их поступков;
  • кооперативная – оценка личностью своей работы в коллективе.

Виды рефлексии в зависимости от временного фактора:

  • ситуативная – оценка личностью текущего момента с целью корреляции своих действий;
  • ретроспективная – анализ и систематизация прошлого опыта;
  • перспективная – прогнозирование исхода своих действий в будущем.

Каждый из этих рефлексивных сценариев может быть как конструктивным, так и деструктивным. Первый – это самоанализ, преследующий поиск эффективных тактик и стратегий самореализации. Второй представляет собой навязчивое патологическое самонаблюдение, приводящее к чрезмерной самокритичности, копанию в своих недостатках и неврозам.

Философская рефлексия и феномен инсайта

Считается, что античная надпись на стене храма Аполлона в Дельфах – Temet nosce (Познай самого себя) – заставила древних мыслителей обратиться к самопознанию как основному инструменту философии. По крайней мере, достоверно известно, что именно этот призыв вдохновил в 5 веке до н.э. Сократа создать свое учение о человеке, основанное на самоанализе.

Впервые термин «рефлексия» (лат. reflexio – отражение) использовал в 17-м веке английский педагог и мыслитель Дж. Локк. Этим словом он обозначил новое понятие в философии – «знание о знании», или «осознание бессознательного».

По мнению ученого, именно так – через постижение внутреннего пространства и анализ прошлого опыта – в голове человека рождаются новые идеи. Исходя из философии рефлексии Локка можно объяснить феномен инсайта как луч озарения, пробивающийся сквозь толщу размышлений и сомнений.

В 19-м веке французский теолог и антрополог Пьер Тейяр де Шарден высказал мысль о том, рефлексия – способность осознавать свой мыслительный процесс – главное отличие человека от животного.

В современной философии понимание рефлексии значительно расширилось. Трактовка этого термина включает в себя такие аспекты:

  • сосредоточение человека на гамме своих душевных состояний;
  • исследование собственной умственной деятельности;
  • анализ приобретенных знаний для синтеза новых идей;
  • оценка личностью своей мотивации с возможным ее переосмыслением.

Единой константой для всех этих вариантов рефлексии является позиция личности как внешнего наблюдателя за своим ментальным миром – мыслями, переживаниями, опытом.

Понимание рефлексии и саморегулирование

Овладение интровертным способом ознакомления с закоулками своего ментального мира необходимо каждому человеку. Путешествие вглубь себя полезно по многим, причем очень уважительным, причинам:

  • помогает найти эффективные способы самоуправления: совладания с такими тяжелыми переживаниями, как агрессия, апатия, скука, обида, ревность, зависть, нетерпение, разочарование, тревога;
  • позволяет открыть в себе самом залежи ценных личностных ресурсов: организованность, наблюдательность, гибкость, креативность и прочие;
  • награждает способностью к психоанализу, то есть искусству благополучно вынимать из души «занозы» любой давности;
  • дает ощущение внутренней гармонии, избавляя от постоянных конфликтов с самим собой, нападок на себя и обвинений во всех тяжких;
  • помогает установить контакт со своим эмоциональным содержанием, предотвращает риск чувственной глухоты, способный привести к алекситимии;
  • подключает вторичные, более зрелые, защитные механизмы, отличающие истинную опасность от мнимой.

Опытный «пользователь» своего психомира не будет мыслить упадническими категориями: «все скоты», «какой урод наш начальник», «как тяжело жить», «этот мир – просто кошмар», «как мне скучно», «какой же я лох», «когда же это кончится», «зачем я живу на этом свете».

Изучая себя, налаживая связь с собой, человек получает уверенность в своих силах и шанс установить прочный контакт с окружающим миром. Перед ним открываются новые горизонты, улучшается качество его жизни.

Он становится тем, кого можно назвать «Сам Себе Психотерапевт». А значит, умеет действовать эффективно, не вгоняя себя в бесплодные страдания и добиваясь намеченных целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *