Способности – это свойства, составляющие главное условие успешности личности. Они позволяют человеку овладевать определенным багажом знаний и навыков. Некоторые психологи считают их продолжением черт характера индивида, составляющих потенциал его возможностей.

Разговор об этом необычайно важен. Он позволяет понять, почему одним все, а другим ничего, чего не хватает аутсайдерам – а таких среди нас 90 % – чтобы достичь жизненных высот.

Индивидуальные способности личности

Каждый из нас наделен Матерью-природой своеобразным комплектом задатков. К ним относятся:

• анатомическая конституция;

• физиологическая организация;

• динамические характеристики;

• эмоциональная сфера;

• мозговое устройство.

Во всем этом наборе уже представлены индивидуальные способности личности. Но пока человек не начнет действовать и развивать их, они находятся в зародышевом состоянии.

Если ими пренебречь, то они так и останутся в зачаточном виде. Другими словами, наличие задатков – даже очень больших, в том числе и выдающихся, – не гарантирует перерастания их в способности. С другой стороны, отсутствие каких-то природных дарований может компенсироваться развитием других – близких по проявлению.

Формирование индивидуальных способностей личности происходит на протяжении всей жизни. В этом процессе самосозидания достигается своеобразие личности с ее индивидуальным стилем жизнедеятельности.

Способности и талант, или Правило десяти тысяч часов

Комплекс усердно развиваемых задатков, ставших способностями и приведших к успеху в каком-то деле, есть то, что принято считать одаренностью, а также ее высшими уровнями – талантом и гениальностью. В этом смысле любопытное наблюдение сделал популярный канадский журналист и писатель М. Гладуэлл.

Он вывел «правило десяти тысяч часов», которое гласит: талант – это 10 000 часов труда, позволяющих превратиться из дилетанта в профессионала. На осуществление этой затеи должно уйти 10 лет, если заниматься выбранным делом ежедневно по 3 часа.

Заинтересовавшиеся данной теорией нейрофизиологи провели множество экспериментов и пришли к выводу: 10 000 часов – именно тот промежуток времени, за который наш мозг в состоянии освоить в совершенстве любую сферу деятельности. Это в одинаковой мере относится к игре на скрипке, занятиям математикой или увлечению криминальными авантюрами.

Развитие способностей личности

Стать автором продуктов, которые будут восприниматься окружающими как шедевры, может каждый. Но для этого мало знать правило 10 000 часов. Чтобы количество переросло в качество, надо следовать 5 принципам развития способностей личности:

1. Систематичность – важнейшее условие накопления опыта. Плодом регулярных занятий станут отшлифованные до автоматизма навыки.

2. Концентрация – залог стопроцентной поглощенности своим делом. В погоне за двумя зайцами результат равен нулю. Фанатичная преданность делу обеспечит глубину и прочность приобретенных умений.

3. Мотивация – основной инструмент развития способностей личности. Он помогает преодолеть такие камни преткновения, как инерция, лень, комплексы, страхи, самомнение.

4. Визуализация – мощный фактор притяжения желаемого. Думая о своей мечте, мы привлекаем в свою жизнь людей и события, необходимые для ее воплощения. Обыватели это называют везением или счастливыми случайностями.

5. Осознанность – главная составляющая любого развития. Лишь разобравшись в своем микрокосмосе, можно уверенно двигаться во внешнем мире.

Следуя эти принципам, человек приобретает возможность жить эффективно – интересно, насыщенно, вкусно.

Интеллектуальные способности личности

Этот круг способностей определяет успехи человека в процессах познания и самообразования, переработки информации и решении задач, интерпретации чужих концепций и продуцировании собственных идей

Главными критериями успешности интеллектуальной деятельности считают:

• скорость и гибкость мышления;

• оптимальность выбранных способов познания;

• глубина проникновения в предмет изучения;

• правильность понимания информации;

• креативность плодов мыслительных процессов.

В широкий и разнообразный спектр интеллектуальных способностей личности входят:

• логико-математические;

• пространственные;

• лингвистические;

• коммуникативные и многие другие.

Вместе эти грани интеллекта складываются в уникальные механизмы регулирования любого вида нашей деятельности: научно-исследовательской, трудовой, социальной, психологической.

Развитие интеллектуальных способностей личности помогает:

• конструировать Я-концепцию, адекватную внутреннему самоустройству и способствующую самореализации;

• овладевать продуктивными социальными ролями;

• понимать мотивацию поведения окружающих;

• быстро адаптироваться в регламентированных обстоятельствах;

• находить правильные решения в экстремальных ситуациях;

• не терять связи между внешним и внутренним мирами.

Перечисленные ментальные свойства, присущие человеку разумному, являются чертами, выгодно отличающими его среди биологических сородичей.

Творческие способности личности

Эти свойства, по мнению ученых, отражают высшие функции нашей психики. Они проявляются в умении моделировать в воображении несуществующие предметы и воспроизводить их в реальной жизни. Именно так создаются великие достижения культуры, техники, науки, искусства.

Считается, что склонность к творчеству имеют люди с дивергентным интеллектом. Такой способ мышления заставляет человека, попавшего в дремучий лес, отклониться от протоптанной тропинки и искать свой путь.

Развитые творческие способности личности отличаются гибкостью и быстротой, целостностью и оригинальностью. К их основным разновидностям относятся:

• трансформация множества идей в одну;

• определение в любой ситуации ее узловой проблемы;

• применение навыков решения стандартных задач к более сложным;

• дополнение новыми сведениями привычной информационной картины;

• построение ассоциативных рядов;

• чувствительность к новизне в любой сфере деятельности;

• интуитивный выбор правильного решения до его проверки;

• дополнение чужой интерпретации подмеченными деталями;

• сопротивление общепризнанным шаблонам.

Считается, что данными способностями может овладеть каждый. Нужно лишь приучать себя видеть необычное в привычных вещах. Главные помощники в этом деле – широкий кругозор и внимание к деталям, помноженные на терпение и трудолюбие.

Заключение

Большинство людей не могут похвастаться своими способностями. Поэтому принято удивляться людям, в чем-то преуспевшим больше других. Их причисляют к баловням судьбы, избранникам Фортуны. Однако, как признали современные ученые, гениальность – это не дар небес. Это 10 000 часов увлеченного и напряженного труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *