Выражение «креативный интеллект» появилось у нас в конце XX века. Первыми его взяли на вооружение представители российского бизнес-сообщества. Почему они предпочли западный термин русскому синониму «творчество»?
Наверняка слово «креативность» в представлении предприимчивого человека связано с такими значимыми для него понятиями, как «продуктивность», «способность генерировать идеи «на потоке». Что же касается творчества, то этот процесс, связанный с долгими и мучительными поисками идеала, не пробуждает у бизнесменов особого интереса.
Зато с креативным интеллектом возникает немало проблем: как определить его наличие у человека? можно ли развить его или это врожденное свойство?
легко ли управлять креативной личностью? Посмотрим, как отвечают на эти вопросы специалисты.
Немного истории и теории
Глагол creare в латыни означает «создавать, творить». Древние римляне применяли его исключительно к богам. Они полагали, что человек сам ничего не придумывает: все идеи ему нашептывают высшие существа – духи. Римляне называли их гениями, а греки – демонами.
Сегодня любой школьник скажет, что креативный интеллект – свойство, присущее человеку. Правда, ни один ученый не знает точно, когда возникли у homo творческие способности. В мире науки существуют две точки зрения:
традиционалисты считают, что креативный интеллект – продукт длительного развития, следствие ряда демографических и культурных метаморфоз;
новаторы придерживаются гипотезы антрополога Р. Клайна, предположившего в 2002 году, что креативность – результат генетической мутации, произошедшей в человеческом мозгу 50 000 лет назад.
Откуда берутся умники?
Почему одни люди пишут стихи, придумывают шутки, изобретают нанороботов, а другие – нет? Специалисты и по этому вопросу не пришли к единому мнению. Одни считают, что креативный интеллект – от рождения, другие – от навыка.
Первую точку зрения впервые высказал американский психолог-гуманист А. Маслоу. Он утверждал, что креативность, или творческая направленность личности, является врожденным качеством. Вот только большинство людей утрачивают его под влиянием неблагоприятной среды.
Наш соотечественник – изобретатель Г. Альтшуллер – считал творческий процесс «вдохновением по заказу». В доказательство своей версии, он разработал 79 протоколов, помогающих неординарно мыслить.
Единомышленниками Альтшуллера являются два зарубежных теоретика. Один из них – американец А. Осборн – стал автором знаменитой техники «Мозговой штурм». Она учит полагаться на коллективный разум, так как группа людей, по мнению Осборна, умнее каждого отдельного ее члена.
Вторым экспертом по креативному интеллекту считается британец Э. де Боно. Он доказывал, что мысль каждого из нас можно вывести за пределы шаблона. Вот его метафоричные аргументы:
Наше мышление напоминает песочницу. Влейте в нее воду – она сперва растечется, а позже углубит канал и в нем соберется. То же происходит с мозгом. Поступающая в него информация, подобно воде, задерживается в канале – мыслительном стандарте.
Стандарты позволяют узнавать ситуацию и моментально на нее реагировать. Если кто-то уколется однажды о кактус, больше его не купит.
Набор стандартов формирует «поле проб и ошибок» (вертикальное мышление). Этот интеллектуальный багаж помогает решать рутинные задачи повседневности. Информация, попадая в канал-стандарт, углубляет его.
Стандартное мышление – враг креативности. Чтобы растормошить мозг, нужно сломать стандарт, выйти за его пределы и освоить горизонты новых сведений.
Согласно этим рассуждениям Боно, креативный интеллект – это не только созидание новых идей, но и разрушение старых, а также восприимчивость к свежей информации.
Признаки креативности
Высокий показатель IQ не предполагает еще креативного мышления. Оно проявляет себя иначе:
- повышенной чуткостью к проблемам;
- пренебрежением к стереотипам;
- любознательностью;
- гибкостью и беглостью ума;
- развитой ассоциативностью и аналитичностью;
- оригинальностью идей;
- развитой интуицией.
Диагностировать уровень креативности позволяют различные опросники и тесты (предпочтение отдается тестам Е.П.Торренса).
Как воспитать креативного ребенка?
Исследователи отмечают: развитие неординарной личности невозможно без мотивации к творчеству. А на нее влияют следующие факторы:
- личностные особенности;
- одаренность в любом виде творчества;
- среда (семья, учителя, друзья).
Запускать механизм развития креативности у ребенка можно уже с 3-5-лет. В это время дитя начинает в точности копировать поведение, манеры, привычки взрослых. Закрепление навыка приходится на 17-20 лет, когда уже выявлены творческие способности и определена сфера их применения.
В этом возрасте человек либо прекращает копировать других и переходит к собственному стилю мышления и поведения, либо задержка в подражании останется на всю дальнейшую жизнь.
Условия формирования креативного интеллекта:
- ситуации незавершенности;
- поощрение независимости;
- стимулирование ответственности;
- фиксация на самостоятельных наблюдениях и обобщениях.
Препятствия на пути развития креативности:
- трафаретные задания;
- жесткий контроль;
- конформизм, избежание риска;
- наличие авторитетов и преклонение перед ними;
- отсутствие опыта самостоятельных исследований.
Быть креативным в наше время – значит иметь шансы стать успешным, востребованным, наполнить свою жизнь бесконечным разнообразием, воплотить творческие планы, достичь самореализации.