Осложнение условий развития – источник целого комплекса психологических проблем детей. Душевные «отклонения» становятся ощутимой преградой на пути социальной адаптации ребенка. В будущем они могут явиться серьезными помехами в достижении жизненных целей.
Выделяют следующие типы психологических проблем детей:
• задержка интеллектуального развития: рассеянность, забывчивость, невнимательность;
• неадекватные поведенческие реакции: агрессивность, неуправляемость, лживость;
• эмоциональные сбои, переходящие в личностные расстройства: чрезмерная возбудимость, плохое или переменчивое настроение, раздражительность, повышенная тревожность, страхи;
• нарушения в коммуникативной сфере: необоснованное желание верховодить, замкнутость, излишняя ранимость, обидчивость.
Психологические проблемы детей: тревожность
Это гнетущее эмоциональное состояние проявляется в ежеминутной готовности ребенка к воображаемой угрозе в определенных ситуациях. Страхи и опасения неотступно преследуют и мучают малыша. Он попадает в замкнутое пространство порочного круга негативных переживаний.
Причины повышенной тревожности:
1. Неблагополучные взаимоотношения с матерью, отвержение ею своего дитя, лишенного таким образом ласки, любви, защиты.
2. Излишняя тревожность матери, пытающейся оградить ребенка от любой жизненной неприятности, чаще всего существующей в ее воображении. Оставаясь наедине, малыш начинает беспокоиться, теряться, бояться всего на свете.
3. Завышенные требования родителей, выполнить которые субъект воспитания просто не в состоянии.
4. Смена социальной среды, к примеру, посещение учебного заведения, где ребенок попадает под влияние педагога авторитарного склада.
5. Непоследовательность, непредсказуемость требований, предъявляемых к ребенку, который не в силах «подстроиться» под воспитателя.
6. Изменение социального статуса маленького человека, к примеру, появление в семье еще одного ребенка, более опекаемого родителями
Профилактика тревожности у детей
Главное средство от беспокойства – нормальный эмоциональный климат в родительском доме. Для адекватного развития малыша недопустимы скандалы, неконтролируемые вспышки гнева, непроизвольные выплески недовольства, раздражения.
Словом, многое зависит от психического здоровья и культуры самих родителей, их умения расслабляться и настраиваться на позитив. Немало претензий можно предъявить к педагогам. Они должны уметь строить гармоничные отношения с детьми, быть последовательными, в меру строгими и искренне доброжелательными.
Психологические проблемы детей: депрессивное настроение
Установлено, что аффективное состояние, для которого характерны постоянная подавленность и неизбывная тоска, может формироваться у ребенка с самого младенчества. На дистрофическом фоне настроения наблюдается резкое снижение самооценки, мотивации и волевой активности.
Детскую депрессию можно распознать по следующим признакам:
• боязни боли, одиночества, темноты, животных;
• ряду моторных расстройств;
• падению активности;
• стремлению к изоляции;
• беспричинным приступам плача;
• повышенной раздражительности;
• гневливости и злобности;
• чрезмерному уровню тревожности.
Самой распространенной причиной депрессии у детей является стресс. Вызвать его могут следующие факторы:
• неумелое отлучение от груди или соски;
• сильный испуг;
• болезнь или уход из жизни близкого человека;
• неблагоприятная атмосфера в семье, особенно развод родителей;
• конфликты с ровесниками.
Предотвращение депрессивных состояний
Проблема решается кардинальным изменением микросоциального климата. Главные «витамины» — толерантность, любовь и внимание к ребенку взрослых людей, их участие в жизни малыша, безусловное его принятие, заинтересованность в развитии его способностей. Не исключено, что в особо сложных случаях потребуется обращение к специалисту.
Психологические проблемы детей: агрессивность
Деструктивное поведение, наносящее другим людям ущерб или психологический дискомфорт, принято называть агрессией. Она является защитной реакцией ребенка на фрустрацию и выражается в его боязни окружающих, подозрительности, враждебности, мстительности по отношению к ним.
Эмоциональный мир такого индивида существенно обеднен: гамма чувств его представлена преимущественно минорными тонами. Число поведенческих реакций при этом очень ограничено. Агрессивность ребенка может проявляться в виде нанесения предмету ярости вербальных «ударов», предупреждения его о расправе. В ситуации крайнего отчаяния ребенок переходит от слов к делу, то есть к физическому насилию.
Психологические причины появления агрессии у детей:
• минимум внимания в семье;
• жесткий характер наказаний, резкое подавление либо полное игнорирование приступов злобы у ребенка;
• частые супружеские ссоры.
Правила обращения с «драчунами» и «крикунами»:
1. «Разбор полетов» на спокойных тонах.
2. Воспитание «агрессора» с помощью полезных игр, «добрых» фильмов, «умных» книг.
3. Запись в кружки, спортивные секции, которые позволят «остудить пыл» и «выпустить пар».
4. Похвала за проявления доброты, заботы, сопереживания.
Психологические проблемы детей: искаженность самовосприятия
Оценка ребенком собственного «Я» или отдельных свойств своей натуры нередко оказывается неадекватной. Складывается она постепенно, с момента познания малышом границ своих возможностей.
В дошкольный период в самооценке превалирует эмоциональный компонент. До 4-5 лет самосознание ребенка ориентируется на отношение к нему родителей, с которыми он себя практически идентифицирует.
По мере развития когнитивных способностей включается процесс самоанализа. Он протекает под влиянием критики, ситуативных успехов и промахов, средовых воздействий, фрустрации.
Чрезвычайно важна при этом доброжелательная поддержка маленького человека близкими людьми. Неправильно выстроенные детско-родительские взаимоотношения приводят к возникновению у ребенка искаженного образа самого себя.
Уровни детской самооценки:
1. Низкий. Выражается безропотностью, полной зависимостью от решений взрослых, всецелой подчиненностью их требованиям. Формируется при убеждении родителей в том, что успеха можно добиться только приспособленчеством, ограничением себя во всем и угодничеством перед влиятельными лицами.
2. Средний. Проявляется отсутствием в ребенке как самоуничижения, так и необоснованных притязаний. Как правило, такое дитя растет в атмосфере снисходительности и доверия. Решения родителей всегда для него ясны и предсказуемы.
3. Высокий. Заявляет о себе самостоятельностью и независимостью ребенка, его коммуникативной активностью, открытостью и прямотой в отношениях с людьми. Такой ребенок не боится ставить высокие цели и успешно их добивается, так как не тратит уйму сил на самокопание. Главными предпосылками формирования подобного отношения к себе ребенка являются, во-первых, адекватная самооценка мамы и папы; во-вторых, и их установка на безоговорочное принятие своего чада.
Из всего вышесказанного следует, что психологические проблемы детей часто являются результатом душевного неблагополучия опекающих их взрослых. Вывод напрашивается сам собой: чтобы ребенок рос счастливым и адаптивным, ему нужны психически полноценные, любящие родители, разумные воспитатели и мудрые педагоги.