Условия для самореализации детей предполагают развитие их духовных и интеллектуальных способностей на самых ранних этапах жизни. Задача наставников маленького человека – выявить его внутренние потенции и создать необходимые предпосылки для их успешного воплощения. От этого зависит будущее ребенка, его шансы найти свое место в жизни.
Условия для самореализации детей
Современная психология учит: каждый индивид владеет задатками, которые помогут ему в свое время состояться как личности. Известно, что бутон превратится в цветок при наличии воды, света и тепла. Так и способности человека могут раскрыться лишь при наличии ряда благоприятных условий:
- социально-экономических;
- культурных;
- воспитательных;
- генетических.
Решающее значение для ребенка имеет ситуативная обстановка в семье. Папа и мама должны создать в доме такой микроклимат, который будет оптимальным для взращивания талантов их чада.
Важнейшую роль в этом играет позитивная оценка результатов деятельности ребенка. Вместо того чтобы журить маленького человека за его промахи и ошибки, следует всякий раз подбадривать его: «Не расстраивайся, в следующий раз у тебя все получится». Такой подход укрепляет веру ребенка в свои силы.
Многие чадолюбивые родители, стремясь дать своему дитю все самое лучшее – вещи, школу, секцию, репетиторов, вуз, – наносят ему непоправимый вред. Ребенок с пеленок погружается в конкурентную среду.
Дух соперничества преследует его на бесконечных конкурсах, смотрах, экзаменах. Везде его с кем-то сравнивают. Он неизбежно в чем-то проигрывает другим. Это бьет по детскому самолюбию, особенно если дома малышу постоянно ставят в пример семейных кумиров. Так родители сами отнимают у ребенка возможность проявлять свою индивидуальность.
Самореализация и место в социуме
Психологами установлена прямая связь между самореализацией личности и ощущением собственной полноценности. Оказывается, люди, неожиданно достигшие финансового успеха или попавшие в лучи славы, не чувствуют себя совершенно счастливыми, если им не удается реализовать свои природные задатки.
Все дело в том, что энергия их была направлена не в то русло. При этом нечаянным любимцам Фортуны трудно бывает осознать, чего же именно не хватает им для полного блаженства.
Между тем, любой индивид с детства стремится предстать перед другими в самом выгодном виде, блеснуть всеми гранями своего таланта. От того, насколько это ему удается, зависит не только общественное реноме, но и его собственное психологическое состояние.
При срыве процесса самореализации резко падает планка самооценки. Не все с этим справляются. Кто-то «пускается во все тяжкие», многие находят прибежище в различных субкультурах. Так они заявляют о себе обществу, которое их отвергло.
Корень проблемы следует искать в детстве. Неадекватное поведение подростка – лакмусовая бумажка дефицита внимания со стороны родителей, которые отказали своему ребенку в создании условий для успешного саморазвития.
Творческая самореализация детей
Творчество играет в жизни маленького человека особую роль. Ошибочно воспринимать его просто как развлечение или хобби. Это форма взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Она пробуждает в нем позитивные чувства и эмоции, позволяет воплотить желания и потребности, которые зачастую трудно передаются словами.
Творческая деятельность способствует:
- развитию эстетического вкуса;
- социализации и познанию мира в целом;
- воспитанию в ребенке дисциплины и самоконтроля;
- приобретению навыков нешаблонного мышления;
- возможности самовыражаться.
Успешность творческой самореализации детей не в последнюю очередь зависит от того, насколько взрослым удастся создать атмосферу понимания и стимулирования к новым успехам.
Любое, даже незначительное, достижение маленького творца имеет колоссальное значение для его дальнейшего развития. Каждый триумф на сцене, в спортзале или в художественной студии положительно скажется на самооценке и самоутверждении ребенка.
Свободный выбор как залог успеха
Некоторые специалисты называют творческую самореализацию краеугольным камнем всего процесса развития личности. На уровне подсознания мы все испытываем потребность в воплощении своих способностей.
Исключительно важно, чтобы родители не препятствовали своему чаду в выборе занятия по душе, а всецело ему помогали и поощряли его увлечения.
Если же внутренний поиск ребенка блокируется или взрослые насильно навязывают ему свои представления о «добром и вечном», это может привести к полному краху самореализации личности.
Занятия музыкой, рисованием или танцами «из-под палки» не принесут желаемого эффекта. Напротив, они зачастую провоцируют нежелательные ответные реакции. Последствиями подобной «эксплуатации» могут стать:
1. Скованность ребенка, его зажатость в общении со сверстниками и взрослыми, уход в себя.
2. Полная апатия к творческой деятельности.
3. Внезапные вспышки агрессии, нервные срывы из-за постоянной эмоциональной перегрузки.
Родителям и воспитателям важно понимать, что приоритет свободы в выборе пути творческого развития ребенка играет ключевую роль в успешности всей его дальнейшей жизни.
Самореализация детей дошкольного возраста
В три года маленький человечек уже в некоторой степени осознает свою индивидуальность. Он уже сам хочет решать, с какими игрушками поиграть, с кем из друзей встретиться. Именно на этой стадии развития закладываются основные морально-нравственные установки и ориентиры.
Малыш знакомится с такими важнейшими постулатами человеческого бытия, как:
- дружба;
- привязанность;
- предпочтения;
- ответственность.
Самое время научить его полагаться на собственное мнение, поощрять поиски им нестандартных выходов из привычных ситуаций. Эффективнее всего самореализация детей дошкольного возраста осуществляется в коллективах сверстников, при взаимодействии с опытными воспитателями и педагогами.
Однако это не означает, что папа и мама могут спокойно самоустраниться. Львиная доля ответственности за процесс становления личности ребенка лежит все же на них. В любой жизненной ситуации малыш должен чувствовать поддержку родителей и быть уверенным в их готовности прийти на помощь в трудную минуту.
Заключение
Яркая индивидуальность – ценнейшее приобретение для человека. Задача родителей – первыми разглядеть и развить ее в своем ребенке. Став на путь самореализации, он добьется всего, чего захочет. И, что не менее важно, никогда не будет страдать от комплекса неполноценности. Осознание собственной значимости и самоуважение будут служить ему гарантией успеха и счастья в завтрашнем дне. Это ли не предел родительских мечтаний?