У половины современных первоклашек трудности с базовым навыком – чтения. У 8 % из них проблема с распознаванием слов, или дислексия, остается на всю жизнь.

 

 

При обследовании у таких детей не обнаруживается психических или физических отклонений. Их IQ обычно выше среднего. Они обладают любознательностью, чувством юмора, обаянием, воображением, интуитивностью. Их творческому потенциалу можно было бы позавидовать, если бы не разительный контраст между возможностями и успеваемостью.

В советской школе ребенку-дислектику помочь не мог никто. Отечественная педагогика упорно не признавала «словесную слепоту» болезнью. Читавшего до 10 класса по слогам школьника клеймили позором, обзывали «неучем» и «лоботрясом». Сегодня многое изменилось. Есть даже мнение, что дислексия – это дар божий, если  направить его в правильное русло.

История изучения проблемы

Впервые предположение об особом расстройстве – дислексии – высказал  в 1887 году немецкий окулист Берлин. Через 9 лет в одном из английских изданий появилась сенсационная публикация «Врожденная словесная слепота».

Автор ее – терапевт Морган – описал уникальное психическое отклонение, которое проявлялось отсутствием навыка беглого чтения у 14-летнего подростка, преуспевавшего в математике.

Медицинское сообщество объяснило указанный феномен как результат дефекта зрительного восприятия. В 1925 году американский нейропсихолог Ортон связал дислексию с нарушением во взаимодействии мозговых полушарий.

В 70-е годы XX века виновником словесной слепоты было объявлено отклонение в фонологическом развитии, то есть способности к звукоразличению. Эта версия находит наибольшее число сторонников в современном ученом мире.

Симптомы дислексии

Впервые дислексия заявляет о себе задержкой речи. Ребенок в 3 года плохо говорит: глотает окончания, путает звуки при произношении, с трудом запоминает слова. В школе у него проблемы начинаются с первых дней.

Главные трудности вызывает обучение чтению и письму:

  • узнаваемость похожих букв «р» и «ь»;
  • различение сходных фонем [ц] и [щ];
  • связывание слогов (возможна их перестановка);
  • правильное произнесение окончаний;
  • чтение слева направо, а не в зеркальном порядке;
  • понимание прочитанного;
  • различение одинаково звучащих, но различных по значению слов, например, лук (оружие) и лук (овощ).

К 3-4 классу, когда большинство сверстников выходят на автоматический уровень чтения, дислектик продолжает читать медленно, по слогам, с кучей ошибок. Ощущение безнадежности преследует его, формируя комплекс «двоечника», которому свойственно:

  • органическое отвращение к печатному слову (ребенка буквально тошнит от книг);
  • уклонение от публичных выступлений;
  • сложности с запоминаем, правописанием, подбором нужных слов;
  • неразборчивый почерк;
  • отвлекаемость на уроках;
  • замкнутость;
  • нарушение дисциплины (он предпочитает, чтобы его выгнали из класса, чем в очередной раз опозориться у доски);
  • конфликтность с одноклассниками, отвергающими «тупиц»;
  • неорганизованность;
  • импульсивность;
  • склонность к манипулированию (малыш может выдумать тысячу предлогов, чтобы избежать чтения: «болит живот», «кружится голова», «забыл учебник в школе»).

На всю жизнь чтение останется для дислектика непосильным каторжным трудом. Актеру с этим диагнозом потребуется 2-3 недели, чтобы прочитать сценарий. А его «брату по несчастью» – инженеру – придется 10-20 раз перечитывать технический текст, чтобы понять его смысл.

5 разрушительных последствий токсичного детства

Причины дислексии

Методами визуализации мозговой деятельности (МРТ, ПЭТ и др.) ученые доказали: корни дислексии лежат в измененной структуре мозговых извилин. У лиц мужского пола подобные отклонения наблюдаются в 3-4 раза чаще. Нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными. К последним относятся:

  • наличие в анамнезе отклонений в протекании беременности матери, патологических родов, серьезных болезней в младенчестве;
  • тяжелые заболевания в течение жизни: инфаркты, инсульты, стрессы, травмы головы, менингит, рак мозга.

Помимо нейробиологических факторов, развитию дислексии могут способствовать неблагоприятные социальные условия:

  • педагогическая запущенность;
  • непомерные нагрузки в процессе обучения;
  • синдром изоляции, для которого характерны утрата речи при сохранении сознания и восприятия;
  • дефицит общения;
  • перекармливание как вид насилия, который – при обучении чтению — ассоциируется у ребенка с заталкиванием в него духовной пищи и вызывает протест;
  • воспитание в семье, где говорят на нескольких языках с разной грамматической структурой.

Коррекция дислекции

Сегодня среди логопедов и дефектологов всего мира популярна система американского психолога Р. Девиса. Он является руководителем  Калифорнийского центра по коррекции чтения, открытого в 1982 году и имеющего 44 филиала в различных странах.

Главный принцип предложенной им методики – устранение отрицательных симптомов с опорой на сильные стороны дислектика: пространственное и образное воображение, склонность к интуиции, «жадность» к знаниям.

Разработанная Р. Девисом программа включает в себя следующие этапы:

  1. Обучение умению чувствовать состояние дезориентации – искаженного восприятия – и выходить из него с помощью воображения.
  2. Привитие навыков расслабления и самоуспокоения. Слушателям приводится пример с бутылкой пепси-колы: чтобы предотвратить «взрыв» пенящегося напитка, надо умело с ней обращаться.
  3. Усвоение методики измерения своего внутреннего состояния по 9-балльной энергетической шкале. К примеру, зайдя в библиотеку, надо почувствовать энергетику ее посетителей и настроить себя в унисон с ними.
  4. Проведение серии упражнений на слуховое внимание.
  5. Овладение облегченной – фонематической – техникой чтения.
  6. Работа с эластичным мячиком для развития моторики и внимания.
  7. Лепка букв и слов из пластилина – трехмерного материала, помогающего дислектику учиться на собственных ошибках с помощью свойственной ему сенсорики. Так, вылепливая «трудные» для осознания лексемы – не имеющие значений союзы, предлоги, частицы, абстрактные существительные, омонимы – он должен наделить их образами, чтобы они стали узнаваемыми.

С помощью перечисленных приемов окончательно победить дислексию нельзя. Но можно научиться управлять ею. Быть одному в этой войне – значит проиграть, считает доктор Девис. Важным фактором успеха в коррекционной работе является комплексный подход:

  • понимание родителей, эффективное взаимодействие с ними;
  • поддержка учителей, их готовность к индивидуальному обучению дислектика с посильными для него заданиями и требованиями, не превышающими его способности;
  • поведенческая психотерапия, в ходе которой намечаются жизненно важные цели и разрабатываются пути продвижения к ним, предусматривается мотивирующая система поощрений и наказаний.

Дислексия не приговор

В обществе, где начитанность и грамотность – норма, дислектикам нелегко. Но превратить словесную слепоту из врага в друга можно. В качестве вдохновения могут служить следующие имена: Леонардо да Винчи, Г. Х. Андерсен, А. Кристи, А. Эйнштейн, Дж. Леннон, В. Маяковский, У. Дисней, Б. Гейтс, Т. Круз.

Дислексия не помешала всем этим людям стать мировыми знаменитостями. Напротив, некоторые исследователи считают их достижения своеобразным реваншем за пережитые унижения в школьном возрасте.

Практика подтверждает: дислексия – путь не только к славе, но и богатству. Среди людей с этим отклонением 40 % богачей, в том числе У. Дисней, Б. Гейтс, Р. Брэнсон. Последний известен не только тем, что основал Virgin Group, объединившую 400 разнопрофильных компаний, но и тем, что не прочел ни одной книги по ведению бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *