Амбивалентность личности – это симбиоз полярных переживаний, мыслей, мотивов, связанных с одним и тем же объектом. Причем имеются в виду не смешанные эмоции, идеи, побуждения, а именно антагонистические, причем возникающие практически одновременно.
Яркое описание подобного состояния раздвоенности можно найти в «Этике» Спинозы. Нидерландский философ тонко подметил, что человек, раздираемый противоречивыми влечениями, оказывается в положении Буриданова осла, который стоит между двумя равно привлекательными стогами сена.
Амбивалентность личности: патология или норма?
Швейцарский врач-психиатр Эйген Блейер, который ввел в научную терминологию понятие «амбивалентность», трактовал взаимоисключающие реакции как основной симптом шизофрении. Однако позже ученый признал, что человек со здоровой психикой порой тоже ощущает в себе «две души»: он может одновременно чего-то желать и бояться, к примеру, хирургического вмешательства или занятия высокой должности.
Двойственные переживания, по мнению Блейера, зачастую порождаются объектом сексуального влечения. Это связано с укоренившимся представлением о половой жизни как о запретном плоде: традиционно чувство стыда сопутствует эмоциям интимного характера.
Правда, резкое выражение амбивалентности личности, являющейся психически здоровой, — это, скорее, исключение. Обычно нормальный человек удерживает в равновесии противоположные оценки. Негативные качества гасят его любовь, а положительные смягчают ненависть.
К тому же душевно здоровая личность всегда отдает себе отчет в происхождении своих эмоций. Если к хорошему отношению добавляется плохое, то обычно это означает всего лишь снижение симпатии. Во всяком случае, нормальный индивид, испытывающий эти противоположные эмоции, анализирует их и знает, как владеть собой.
Больному же человеку гармонизировать оба влечения очень сложно. Если амбивалентность личности – основной атрибут шизофрении, полярные реакции сменяются абсолютно беспричинно и довольно быстро.
При устойчивой интенсивности амбивалентность может привести к расстройству личности, либо к таким патологиям, как маниакально-депрессивный психоз, невроз навязчивых состояний, эндогенная депрессия в усугубленной форме.
Разновидности личностной амбивалентности по Блейеру:
- эмоциональная: переживание несовместимых чувств, относящихся к одному и тому же предмету, лицу или событию; самым ярким примером чувственного дуализма может служить состояние ревности, подпитывающейся двумя страстями – любовью и ненавистью ;
- умственная: единовременное сосуществование в сознании альтернативных идей, к примеру, «я подобен другим» и «я другой»;
- мотивационная: двойственность намерений и действий, скажем, стремление подкрепиться и нежелание принимать пищу.
Личностная амбивалентность с точки зрения психоанализа
Подробное описание это понятие получило в трудах Зигмунда Фрейда. Он считал, что амбивалентность – врожденное качество личности. Причины ее – в самой противоречивой природе человеческой психики. Душой каждого индивида управляют два разнонаправленных вектора: влечение к жизни и стремление к смерти. При этом второй позыв появляется позже, чем первый, так же, как в интимных отношениях нежные чувства рождаются раньше, чем враждебные
Анализируя фобии детей, Фрейд указывал на наличие чувств-антагонизмов в их эмоциональной сфере. К примеру, ребенок может любить своего отца и в то же время желать его смерти. Фрейд объяснял обитание столь полярных чувств в душе малыша неоднозначной ролью в его жизни самого главного человека. Разрешается подобный конфликт переносом одного из душевных порывов на другого индивида.
Амбивалентность личности и наша повседневность
Данное понятие широко используется в практической психологии и обыденной жизни. Часто говорят об амбивалентном отношении к работе, детям, супругу. С этим связывают и важные советы по укреплению брака. В то же время однополярные переживания – только плюсовые либо исключительно минусовые – являются проявлением идеализации или обесценивания кого- или чего-либо.
Однако порой использование термина «амбивалентность личности» не соответствует его значению. Нередко он, например, употребляется при анализе отношения к деньгам человека, который объявляет их злом, но не готов ни с кем ими делиться. Здесь допускается явная подмена понятий. Речь идет не об одновременном присутствии в сознании индивида неоднозначных установок, а о маскировке материальных притязаний морализаторской декларацией.
Не стоит путать амбивалентность личности с равнодушием. Находящийся в состоянии «расщепленного» сознания человек испытывает избыток идей и чувств, а не полное их отсутствие. Более того, подобная раздвоенность вызывает у индивида очень сильные переживания.
Катализаторы личностной амбивалентности
Усилителями эмоциональной противоречивости у нормальных людей чаще всего являются острые стрессовые ситуации, конфликты, яркие впечатления. Подтверждением этому может служить психологический эксперимент, в ходе которого исследовали эмоции зрителей фильма «Жизнь прекрасна».
В картине с теплым юмором была показана трагическая обстановка в фашистском концлагере. После просмотра фильма 44 % участников эксперимента признались в том, что переживали амбивалентную пару чувств «счастье-грусть». До киносеанса этот показатель составлял всего лишь 10 %.
Некоторые эмоциональные состояния, например ностальгия, априори вызывают полярные переживания. Иммигранты ощущают теплую привязанность к родному краю в сочетании с горьким чувством утраты.
Амбивалентность и креативность
Психотерапевт Эрни Ларсен провел исследование, которое показало, что способность судить о противоречивости чувств появляется у человека только к 10-11 годам. Таким образом, амбивалентность можно считать признаком зрелости личности.
По мнению ученых, полярность размышлений и переживаний существенно увеличивает интеллектуальный потенциал индивида. Взаимоисключающие эмоции и идеи гарантирует ему значительное расширение спектра воспоминаний и повышение гибкости мыслительного процесса. Иными словами, амбивалентность является оптимальным условием для развития творчества.