Психология характера определяет поведенческий тип личности. Это своеобразный индикатор ее взаимодействия с внешним миром, механизм приспособления к нему.
Психология характера как стержень личности
В отличие от животных, следующих зову инстинктов, homo sapiens адаптируется к окружающей среде, приобретая устойчивые поведенческие реакции. Они и являются основой человеческого характера. Специалисты рассматривают его как систему стержневых мотивов и стереотипов поведения личности.
Характеризуя любого человека, мы, прежде всего, оцениваем его поступки. При этом упоминаем о действиях, которые ему обычно свойственны и потому легко прогнозируемы. Иначе говоря, характер выражает саму сущность личности.
Формирование психологии характера
Никто из нас не может быть смелым или вежливым от природы. Характер не передается по наследству, хотя в известной степени определяется темпераментом. Главными факторами его становления являются окружающая действительность, воспитание и личный жизненный опыт.
Сенситивные периоды для его закладки и закалки – детство и отрочество. Именно в это время – с 2 до 10 лет – в горниле решающих обстоятельств, в борьбе с трудностями, появляются ростки ориентировочно-операционных особенностей личности.
В результате воспитания из «кипящего котла» природных данных развиваются те качества, которые востребованы в обществе. Дитя копирует одобряемые воспитателем образцы поведения. Поэтому личный пример, запечатлевающийся в душе ребенка как эталон для подражания, архиважен в процессе ученичества. Тут не помешает упомянуть, что греческое слово «характер» переводится как «отпечаток».
В зрелом возрасте активно формируется система устремлений личности, связанная с укреплением ее мировоззренческих позиций. Таким образом, психология характера – это выражение динамически развивающейся жизненной стратегии.
Приобретаемые человеком способы поведения – как удачные, так и безуспешные – со временем складываются в его индивидуальные стереотипы. В них выражаются следующие свойства характера:
• полнота – многообразие устремлений;
• цельность – единство внутреннего мира;
• определенность – предсказуемость поведения;
• сила – энергия, направленная на достижение целей;
• твердость – готовность отстаивать свои убеждения;
• уравновешенность – ровность поведения.
Вариативность психологии характера
Формы поведения, привычные для конкретной личности, называются характерными чертами. Они делятся на две группы
1. Выражающие личностную направленность и заявляющие о себе в отношении индивида:
• к деятельности: прилежание, трудоспособность, предприимчивость;
• к людям: сердечность, учтивость, обходительность;
• к себе самому: заносчивость, кротость, самоедство;
• к вещам: расточительность, прижимистость, подельчивость.
2. Отражающие способность субъекта совершать поступки и справляться с проблемами: невозмутимость, напористость, выдержка.
Психология характера: акцентуация и патология
Предельная выраженность какой-либо характерной черты, достигающая грани общепринятой нормы, называется акцентуацией характера. При чрезвычайно неблагополучных обстоятельствах она способна стать причиной болезненных поведенческих отклонений.
Различение нормального и патологического характеров крайне важно. Первый является предметом изучения психологии, второй — психиатрии. Выделяют три критерия, позволяющих провести между ними черту. Характер считается патологическим, если он:
• в продолжение жизни практически не меняется;
• обнаруживает себя в любой обстановке;
• социально дезадаптирован.
Основные типы акцентуированных характеров:
• интровертный – замкнутый, необщительный, склонный к рефлексии;
• экстравертный – эмоционально взрывной, сверхобщительный, слишком деятельный, непостоянный в интересах, кичливый, конформистский;
• неуправляемый – импульсивный, нетерпимый, конфликтный;
• неврастенический – мнительный, раздражительный, гневливый;
• сенситивный – робкий, застенчивый, отчужденный, склонный к самобичеванию;
• демонстративный — эгоцентричный, лживый, нарциссический.
Психология характера и ее выразительные признаки
Внешними индикаторами сущности личности являются:
• преднамеренные поступки и сознательные действия;
• особенности речи: ее громкость, темп, оживленность, эмоциональность;
• внешний вид: мимика, походка, манера одеваться.
Постичь характер человека нередко помогает знание основ невербального общения. Часто оно позволяет раскрыть истинные намерения субъекта, тщательно скрываемые им за ширмой слов.
Рассмотрим это на примере традиционного героя русских басен — Лисицы. Не сумев дотянуться до спелой грозди винограда, она объявила его незрелым. Правда, плутовка ничего не предприняла для того, чтобы полакомиться плодами – только лишь ходила вокруг них битый час, после чего обвинила в своей несостоятельности обстоятельства.
Иное поведение демонстрирует другая Лисица. Увидев на дереве Ворону с сыром в клюве, рыжая шельма пустила в оборот весь свой талант обольщения. Она не пожалела ни приветливых слов, ни сладких интонаций и добилась-таки своего.
В обоих случаях изображается характер корыстный и лживый. Но, если в первом высмеивается ненастойчивый обманщик, то во втором обличается мошенник, обладающий терпением и упорством. То есть перед нами один и тот же типаж, но с различными волевыми качествами. Они разоблачаются и в особенностях поведения, и во внешнем облике, и в манере общаться.
Можно ли «перековать» психологию характера?
Педагоги знают, что ломка привычных стереотипов поведения — труд неблагодарный. При коррекции характера приходится иметь дело не только с «незатухающим вулканом» наследственности. Серьезным барьером становятся и поведенческие реакции, прошедшие кристаллизацию в предшествующем опыте индивида и укоренившиеся в его подсознании, ставшие частью его личности.
Поэтому при перевоспитании редко удается избежать нервных срывов и конфликтов. Только интимные процессы приятия и познания своих отрицательных качеств и стратегия внутренней самореконструкции могут привести к кардинальной коррекции характера.
Бросая вызов судьбе, нужно понимать, что норм индивидуального поведения не существует. Многих гениальных личностей, обладавших в детстве странными манерами, родители и учителя считали недотепами. Нужно учесть и тот факт, что, проявляя недюжинные способности в чем-то одном, человек часто бывает мало приспособлен к другим видам деятельности.
Поэтому, стремясь к самореализации, не стоит слепо подражать «книжным» героям: аскетичному Рахметову, обаятельному Дон Жуану или находчивому Робинзону. Следует искать себя в таких сферах общения и областях деятельности, которым ваш характер не будет противиться.