В психологии слово «цинизм» означает один из типов невротического поведения. Он отличается отречением от общественно значимых ценностей, разоблачением их и дискредитацией.
Для носителей ценностей циник – это человек, который глумится над истинами и разрушает авторитеты. Однако глубокий анализ этого явления отвергает бытующий взгляд на циников как на отъявленных нигилистов-уничтожителей.
Корни цинизма
До трехлетнего возраста ребенок не осознает своей самости и не противопоставляет себя миру. О себе малыши говорят не «я хочу», «я играю», а «Сережа хочет», «Катя играет».
С трех лет, когда маленький человек постигнет свою индивидуальность, его поведение резко меняется. Из милого послушного ангела он превращается в привередливого бесенка: скандалит по любому поводу, «командует» взрослыми, закатывает истерики.
Такое перерождение, шокирующее многих родителей, объясняется пробудившимся стремлением к самоутверждению через противопоставление себя внешнему миру. Как только ребенок осознает свое «я», он впадает в негативизм, который помогает новой личности выделиться из общей массы.
В течение дальнейшей жизни, произнося слово «Нет», он будет тем самым говорить «Да!» самому себе, защищая от нивелирования свою самобытность. Тех, кто это делает более выраженно, и называют циниками.
Осмеивая или разоблачая ложные представления, они не столько борются за истину, сколько утверждаются в собственных глазах. Называя вещи своими именами, они не собираются ничего разрушать – они таким образом создают самих себя.
Киники и циники
Предшественниками современных циников были эллинские мудрецы – киники. Они противопоставляли условностям общества естественность и простоту, выступали за свободу слова и право каждого быть самим собой.
Говоря терминами современной психологии, киники впервые осознали пагубность иллюзий и пропагандировали реалистическое отношение к жизни. При этом кинизм всегда был склонен к эпатажу, провокации, иногда откровенному юродству, чем и заслужил отрицательную репутацию в обществе.
Как для киников, так и для современных циников свойственно впадать в крайности. Так, греческие мыслители часто становились маргиналами, а их сегодняшние последователи рискуют превратиться в невротиков с театральными манерами. Поэтому в тактике отрицания и скептицизма важно не перейти красную черту.
Когда цинизм зашкаливает
Теперь рассмотрим цинизм с точки зрения не философии, а психологии и медицины, узнаем, чем он грозит личности, куда может завести и как этого не допустить.
Основные варианты цинизма:
Здоровый скептицизм
Его представители не позволяют вешать себе лапшу на уши: игнорируют гаданья, телелотереи, email-рассылки о «новом бренде». Они в три счета «раскалывают» фейковых добродетелей и не позволяют им себя облапошить.
Подобный интуитивизм не может не вызвать восхищения. И все же в его основе лежит недоверие к людям. Такой циник не подает нищим не потому, что не имеет к ним сочувствия, а из подозрения: вдруг этот калека – член городской мафии? При этом он не откажется помочь инвалиду-колясочнику совладать с крутым пандусом.
В данном случае от трезвого цинизма до оправдания своего эгоизма – один шаг. Конечно, всегда есть риск быть кем-то ловко использованным. Однако поступиться своим «я» иногда полезно для профилактики равнодушия и черствости.
Черный юмор как форма цинизма
Циники этого рода любят садистские детские стишки, скабрезные анекдоты, истории про оживших мертвецов, кинопродукты наподобие «Замочить старушку», шоу с участием комиков «Монти Пайтон», сюрреалистическую поэзию Саши Черного и Андре Бретона.
Воспринимая этот мир как театр абсурда, они все же не путают грешное с праведным. «Людоедский» юмор для них всего лишь юмор. В душе они белые и пушистые, любящие животных и сострадающие бездомным. Однако впечатлительных особ их шутки могут просто покоробить. Вообще с черным юмором, как с крепкими напитками, нужно обращаться очень осторожно: знать где, с кем, когда и сколько себе позволить.
Холодная рассудочность
Этим цинизмом отличаются люди с развитым аналитическим умом и бедной эмоциональной сферой. Видя слезы в глазах героини фильма, они размышляют над тем, с помощью чего – уксуса или глицерина – достигли киношники такого эффекта.
Слезы реального человека их тоже не проберут. Правда, они не отвернутся от несчастного, но будут помогать исключительно делом, а не утирать «сопли, слюни». Дружеские отношения им в тягость, они ограничиваются только деловыми контактами. Такое поведение может привести к социальной изоляции и развитию патологической бестактности.
Максимализм
Подобного рода циники восстают против сердечно-амурной атрибутики Дня Влюбленных, конфетно-букетной прелюдии любви, пышных тостов, пафосных поздравлений и прочей «розовой мишуры». Во всем этом они видят фальшь, низкопробность и навязывание шаблонов.
У таких людей явно завышенные запросы к жизни. Они еще не знают, что мир несовершенен и не собирается ни под кого прогибаться. Поэтому нервничать и копить злобу на окружающих бесполезно. Продуктивнее не фиксироваться на безобразном. Тогда можно будет заметить и проявления прекрасного.
Злонамеренное вредительство
Этот вид крайнего цинизма свойственен тем, кто перешел-таки рамки дозволенного. Чужие несчастья вызывают у них злорадство, чужие радости – язвительный смех. Любимое занятие – покуражиться над каким-нибудь безответным бедолагой. Правда, только словами, но такими, что бьют наотмашь.
Подобное поведение становится стилем жизни и состоянием души, когда цинизм зашкаливает, а обострение желчности грозит полной деградацией и отшельничеством.
Цинизм – это защитный панцирь от внешнего мира. Однако носить его порой ох как нелегко. Недаром А. Камю называл его искушением, с которым он всю жизнь вел изнурительную борьбу.