Детские фобии – гнетущие состояния, калечащие психику ребенка. Они делают малыша раздражительным и агрессивным, провоцируют детские истерики, а также вызывают такие невротические расстройства, как тик, заикание, энурез.
Переходя во взрослую жизнь, непреодоленные детские фобии способны разрушить семейную гармонию или порвать дружеские связи. Накладывая отпечаток на характер человека, делая его замкнутым, робким, пассивным, они негативно отражаются и на его карьере, и на личностном росте.
Откуда берутся фобии у детей?
Любая фобия вырастает из страха – вечного спутника человека, данного ему самой природой как инстинкт самосохранения. Первая эмоция, которую испытывает новорожденный, — страх. Этот незримый страж человека всю жизнь будет «опекать» его, защищая от рисков внешнего мира.
Фобия – это страх, вышедший из-под контроля и поработивший душу. Речь идет преимущественно об иллюзорном страхе, который возникает из-за мнимой опасности. Но в восприятии маленького ребенка ею наполнен весь мир. Отсутствие жизненного опыта заставляет несмышленыша боятся всего, путать живых существ с неодушевленными предметами, сказочных персонажей с реальными людьми.
Малыш неадекватно воспринимает не только окружающий мир, но и себя самого. Он не знает своих возможностей, сомневается в своих силах и часто становится добычей ложных или преувеличенных страхов.
Закрепленные в детском сознании, иллюзорные страхи превращаются в фобии и создают массу проблем. Они уже не предупреждают об опасности, а наоборот, делают человека уязвимым, заставляя постоянно находиться в плену у «страшных мыслей».
Основные источники детских фобий
Как это ни странно, но чаще всего необоснованные страхи у детей возникают под влиянием самых близких людей – родителей. Именно их неадекватные реакции – «Обожжешься!», «Утонешь!», «Разобьешься!», «Там домовой!», «Здесь Бабка-Ежка!» – страшат малышей больше, чем сами опасные ситуации.
Наибольшим рискам со стороны взрослых подвергаются дети:
- имеющие родителей, не освободившихся от собственных иллюзорных страхов;
- растущие в неполных семьях, где мать-одиночка, взвалив на себя ношу главы семьи, не справляется с нервно-психическими перегрузками;
- находящиеся под влиянием гиперопеки, ограничивающей их жизненный опыт и мешающей адекватно воспринимать себя;
- испытывающие на себе авторитарный стиль воспитания, лишенные возможности выплескивать эмоции в шумных играх и забавах.
Взрослые должны чувствовать ответственность за формирование здоровой психики ребенка. Излишняя тревога в голосе мамы, жесткие нотки в папиных окриках, бабушкины сказки-страшилки – все это может стать причиной развития у чада ложных страхов.
Прочие «провокаторы» детских фобий:
- фантазии ребенка, рисующие всевозможных чудищ, притаившихся в укромных местах или возникающих в темноте;
- реальные случаи, напугавшие малыша: нападение животного, транспортная авария, застревание в лифте;
- семейные ссоры, вызывающие чувство вины у сына или дочери, считающих себя причиной конфликта;
- отвержение ровесниками: оскорбления, презрение, насмешки.
Виды возрастных фобий
Появление новых страхов по мере взросления – нормальное явление для психологии детей. В норме это полезно для ребенка, адаптирующегося к новым условиям жизни.
Выделим основные этапы развития детских фобий:
до года: боязнь шума-гама, резких движений, падения;
- 1-2 года: страх воды, смены обстановки, незнакомых людей и предметов;
- 2-3 года: опасение разлуки с близкими людьми, особенно с мамой; ночные кошмары; боязнь природных явлений, замкнутого пространства, сказочных героев;
- 3-6 лет: боязнь жестокого наказания, одиночества, болезней, пожара, собак, уродливых и плохих людей, фантастических персонажей;
- 6-11 лет: страх высоты, темноты, смерти, физической боли, змей, пауков, школьных неудач, насмешек сверстников;
- 11-13 лет: боязнь физического, в частности сексуального, насилия, опасение показаться некрасивым, неумным, несмелым.
Задача взрослых – научить малыша справляться с этими страхами на каждом временном отрезке взросления.
Как избавить ребенка от страхов
- Не осуждайте ребенка за трусость, тогда у него не разовьется комплекс неполноценности.
- Не прививайте крохе привычку к страху, например, закрывая его в темной кладовке или оставляя одного дома, – впоследствии это может обернуться для ребенка психическими атаками.
- Говорите о страхах малыша в доброжелательном и спокойном тоне, не сосредотачиваясь на подробностях, – это придаст ему уверенности.
- Отвлеките ребенка игрой, прогулкой, рукодельем, музыкой, рисованием.
- Поведайте малышу историю о том, что привидение, которого он боится, вовсе не страшное, а одинокое: у него нет друзей, вот оно и пугает всех. Проникнувшись сочувствием к вымышленному «чудовищу», ребенок изменит к нему отношение: будет не страшиться его, а жалеть.
- Стараясь успокоить и переубедить дитя, расскажите ему о том, как сами смогли преодолеть свои детские ужасы.
- Познакомьте малыша с произведениями искусства, герои которых победили свои фобии, например, покажите ему мультфильм «Тот, кто живет в пруду».
Разумное поведение взрослых – лучшая профилактика детских фобий. Понимающие родители, внимательные воспитатели, мудрые учителя не оставляют шансов ненужным ребячьим страхам.
В гармоничных семьях и дружных классах не бывает детей, страдающих от беспричинных опасений, ощущения своей ненужности, чувства отверженности.
Там никого ничем не пугают: ни полицейскими, ни врачами, ни злыми собаками, ни «двойками». Там есть место для резвых детских игр и ободряющих шуток. Там знают: власть страха побеждается мощью интеллекта, силой смеха и могуществом любви.