Фантазия – это важнейшая составляющая «душевного аппарата» человека. Очень долго эта психологическая функция игнорировалась в ученом мире. Только недавно –  каких-нибудь 60-70 лет назад – к ней возник внезапный интерес философов, психологов, социологов. «Творческий бум» середины XX века заставил увидеть в фантазии не просто «плод воображения» или «эмоциональное мышление», а нечто более существенное.

 

 

Фантазия — что это?

Вся история человеческой цивилизации доказывает: фантазия является ее движущей силой, краеугольным камнем образования, изобретательства, прогресса. Она побуждает к поиску новых решений, является неотъемлемым условием творчества.

Без ее участия невозможно представить не только литературу, музыку, живопись, но и математику, физику, механику. В ходе научных исследований на вопрос, что такое фантазия, был дан однозначный ответ: это ценнейшее качество, великий дар человека, реальный капитал в любой отрасли его жизнедеятельности.

«Творческой силой интеллекта» называл фантазию британский психолог Г. Харгривз. Интересно, что схожее определение этому понятию дал русский толкователь слов В. Даль. В его словаре фантазия трактуется как «изобретательная / творческая / самобытная сила ума».

Фантазия и воображение

Доказано, что эти психические процессы существенно облегчают обучение, делают его экономным и эффективным. Они приносят удовлетворение и обеспечивают умственное здоровье.

Их отсутствие приводит к неврозам, психическим расстройствам, пристрастию к наркотикам и алкоголю. Суицидальные мысли чаще всего посещают людей, лишенных фантазии и воображения.

И наоборот, наличие артистического начала вырабатывает иммунитет от скуки, личностной деградации, слабоумия. Достаточно вспомнить слова великого Гейне: «Творя, я выздоровел вдруг».

 

 

Фантазия в психологии

Способность к созданию чего-то нового, состояние сознания, ведущее к появлению оригинальных образов, идей, структур, и есть фантазия. Это понятие не имеет ничего общего с бесплодными грезами и построением воздушных замков.

Цель фантазии – воплотить то, что не существует в реальной жизни, но уже создано воображением творца. Так возникают новые подходы к уже имеющимся явлениям, рождаются новые формы для старого содержания.

Фантазия – это сестра упорядоченности, цельности, законченности. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить, как творит поэт. Из хаоса разрозненных легенд, верований, видений, представлений он создает единое произведение со стройной композицией.

Фантазия идет рука об руку с восприятием и памятью, задавая направление этим процессам. Но ее нельзя отождествлять с воспроизведением. Она является продуктивной интеллектуальной деятельностью. Это делает ее центральным звеном в цепочке созидания.

Фантазии человека и сновидения

З. Фрейд исследовал причины неврозов и пришел к выводу: наша бессознательная сфера является одним из источников фантазий. Отец психоанализа провел кропотливую работу по изучению сновидений пациентов клиники. Было установлено: ночные фантазии, являя собой иллюзию исполнения заветных желаний, выполняют роль «охранников» сна, избавляют его от лишних раздражителей.

Сновидения отражают как внешнюю реальность, так и душевные переживания, не осознаваемые индивидом. В образах ночных картинок зачастую сдвигаются акценты и сгущаются краски. Большую роль играет в них символика. То же самое происходит в бреднях психопата, причудах невротика, поэтическом произведении, мифических вымыслах, интимных грезах, религиозных верованиях.

Выход из глубоких пластов психики в сферу сознательного происходит по принципу проекции. Как ребенок воплощает свои желания в играх, так стремления взрослых людей находят проявление во снах, бреде, мечтаниях или произведениях искусства.

Творческая фантазия

Невозможно написать поэму или вывести математическую формулу без фантазии. Она непреложное условие активности творца. У литератора, ученого, музыканта, художника для построения образа или научной модели всегда недостаточно информации либо она вовсе отсутствует.

Так, писателю-баталисту приходится создавать исторический роман на основе отдельных архивных документов, дополняя и связывая их своей фантазией. Чем активнее включится в работу его воображение, тем сильнее и живее будет впечатление от произведения.

Чтобы претендовать на звание творца, надо обладать рядом специфических качеств:

  • гибкостью и легкостью мышления;
  • высокой скоростью мыслительных операций;
  • широтой подхода к проблемам;
  • свободой выбора;
  • скептическим отношением к общепризнанным мнениям;
  • чувствительностью к новизне, способностью ее открывать в обычных вещах;
  • чуждости подражательству, плагиату;
  • склонности к непредопределенным решениям;
  • нонконформизмом, готовностью отстаивать новые идеи.

Этот потенциал творческой личности обеспечивает умение мыслить эвристически — не по инструкции или разработанному алгоритму.

В труде «Искусство мышления» Г. Уоллеса выделены 4 стадии творческого процесса:

  1. Подготовка: сбор необходимой информации и всестороннее изучение творческой проблемы.
  2. Инкубация: сознательное отстранение, зачастую забвение поставленной задачи.
  3. Инсайт: озарение «счастливой идеей».
  4. Эксперимент: взвешивание открытия, оценка его полезности и достоверности.

Проходя описанные стадии, выкристаллизовываются совершенно неожиданные, новые, ценные для окружающих мысли, образы, решения.

Фантазия людей: современные методы изучения

Для распознавания творчества и определения оригинальности используются следующие методики:

  1. Нетрадиционное применение или трактование предметов. Испытуемый должен изобрести несколько способов необычного употребления бытовых предметов или истолковать неотчетливые изображения.
  2. Предвидение результатов. Участник теста описывает последствия, которых можно ожидать из-за изменения конкретной ситуации.
  3. Заголовок к рассказу. Человека просят придумать несколько оригинальных названий для прочитанного рассказа.
  4. Тест Роршаха. Задача для исследуемого – представить уникальные трактовки чернильных клякс.
  5. ТАТ. Индивиду показывают несколько картинок и просят растолковать их, составить по ним рассказ, придумать развязку изображенной ситуации.
  6. Анаграммы. Нужно составить редко употребляемые лексемы из букв, которые имеются в составе данного слова.
  7. Сочинение рассказа. Необходимо придумать повествование, в которое входило бы максимальное число слов из предложенных 50 наречий, прилагательных и существительных.
  8. Тест Шульмана. Следует в сложных формах обнаружить замкнутые пространства.

В основе всех перечисленных испытаний лежит взгляд на творчество как алогичный процесс. Результаты тестов позволяют выявить оригинальность мышления, чувствительность к новизне, восприимчивость к непростым проблемам.

Какая фантазия может быть у слесаря?

В прежние времена фантазия и воображение считались прерогативой избранных. Нынешняя психологическая наука исключает монополию меньшинства на творчество. Неправомерно делить людей на гениев и исполнителей рутинных дел.

Каждому из нас – и профессору университета, и скрипачу филармонии, и слесарю ЖЭКа — дано от природы представлять, воображать, сочинять. Способностью к творчеству — импровизации на вольную тему — одарено в большей или меньшей степени все человечество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *