Логическое мышление – это способ познания и отражения действительности на абстрактном уровне.

 

 

Эволюционными ступеньками, ведущими к нему, являются практически-действенный и наглядно-образный типы мыслительных процессов.  Так, появлению геометрии как теоретической науки предшествовала практика измерения земельных участков и возникновение в уме человека образов различных пространственных фигур.

Каждому взрослому человеку присущи все три способа мышления. Как правило, один из них является доминирующим, в зависимости от того, что превалирует в умственной активности – действие, образ или слово.

Словесно-логическое мышление и его специфика

Абстрактное мышление – это высшая ступень интеллектуальной деятельности. Оно формируется у человека примерно к 7 годам. Тогда он и отправляется в школу, чтобы овладевать теоретическими знаниями.

До 1,5 лет ребенок мыслит на основе опыта манипулирования различными предметами. От 1,5 до 7 лет он учится оперировать визуальными образами. В это время закладывается фундамент логического мышления – формируется речевой аппарат.

Человеческая речь – не что иное, как система кодов, способных выразить отвлеченные понятия. На их основе и развивается способность мыслить абстракциями, то есть категориями, отсутствующими в природе.

Задачи, которые решает отвлеченное словесно-логическое мышление:

  • всестороннее исследование объектов действительности;
  • обнаружение всеобщих связей;
  • создание научных концепций и теорий;
  • систематизация опыта, обеспечивающего преобразовательную человеческую деятельность.

Формируясь на практической платформе, такой способ мышления отличается определенной долей теоретической самостоятельности. Базируясь на предыдущих знаниях, он позволяет расширить интеллектуальный багаж как отдельного индивида, так и всего человечества.

 

 

Логические формы мышления

Словесным выражением абстрактных умственных моделей являются:

Понятия

Это мыслеформы, передающие отличительные характеристики объектов познания, связи между ними. Они материализуются в отдельные слова или словосочетания. В научном мире понятия образуют терминологию каждой отрасли знаний.

В зависимости от содержания, понятия бывают:

  • конкретными – передающими образ предмета как совокупность всех его признаков: «дом», «сад», «лес»;
  • абстрактными – отражающими отдельные признаки предметов, существующие в сознании в отрыве от конкретных объектов: «доблесть», «воля», «трусость».

В зависимости от объема, различают понятия:

  • единичные – являющиеся отражением объектов, находящихся в предметной среде в одном экземпляре: «Минск», «солнце»;
  • общие – объединяющие в себе несколько единичных понятий: «город», «звезда»;
  • сборные – отражающие совокупность индивидуальных объектов: «листва», «ансамбль».

Различные соотношения объема и содержания мыслеформ позволяют составить следующую классификацию понятий:

  • сопоставимые – имеющие сходство в отдельных признаках: «круг» и «овал» – плоские фигуры, очерченные гладкой замкнутой прямой;
  • несопоставимые – лишенные родового сходства: «шар» и «квадрат».
  • совместимые – предполагающие хотя бы частичное тождество;
  • несовместимые – подразумевающие несовпадение объемов.

Суждения

Эти логические формы мышления отражают межпредметные связи путем их отрицания либо утверждения. Истинные суждения, в отличие от ложных, отрицают признаки, не свойственные предметам, и утверждают присущие им качества.

Суждения, строящиеся на утверждении или отрицании независимо от всяких условий, считаются категорическими.

Умозаключения

Данные продукты мыслительного процесса являются выводами, сделанными на базе нескольких суждений. На этом верхнем ярусе логические формы мышления разделяются на:

  • индукцию – вывод, сделанный в результате хода мыслей от частного к общему;
  • дедукцию – вывод, к которому приводит мышление от общего к частному;
  • аналогию – вывод, получаемый при мышлении от частного к частному и нахождении при этом сходных элементов.

Как развить логическое мышление?

интеллект и мышление

Занятия по формированию логических навыков следует проводить уже с дошкольного возраста. От их результативности зависит социальная адаптация ребенка, его успеваемость в учебе, а главное – психическое здоровье.

Как развивать логическое мышление у детей? Специалисты рекомендуют задействовать доступные малышам игровые формы:

  • возведение пирамидок;
  • создание моделей из конструкторов;
  • отгадывание загадок;
  • составление паззлов;
  • настольные и ролевые игры.

Как развивать логическое мышление у взрослых? Тренировки ума, как и физические упражнения, лучше всего начать с элементарных и приятных приемов. Основные способы повышения IQ у взрослых:

  • решение игровых задач типа кроссвордов во всех их разновидностях: классических, скандинавских, американских, японских и прочих;
  • распутывание ребусов, математических головоломок;
  • овладение премудростями популярных настольных игр: шашек, нардов, шахмат;
  • занятия физикой, математикой, информатикой и другими точными науками;
  • просмотр, а лучше чтение детективов таких мастеров этого жанра, как А. Кристи, Ж. Сименона, С. Жапризо, Дж. Чейза.

Постепенно, усвоив азы логики, можно переходить к практике: производить анализ бытовых проблем, пытаться решить их с позиций индукции и дедукции, докапываться до причин и следствий политических событий.

Перейдя на «ты» с логикой, можно будет успешно справляться со многими житейскими и карьерными трудностями, своевременно устранять конфликты, находить общий язык с партнерами и защищать себя от влияния недоброжелателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *