Проблемы психологического развития ребенка – важнейшая тема. Она связана и с благополучным переходом человека от детства к самостоятельной жизни, и развитием взрослого индивида в зрелую личность.
От добротности семян, посеянных в «нежные» годы, зависит качество личностных всходов. В кого превратится несмышленыш – в ущербного, закомплексованного невротика или сильного, самодостаточного индивида – во многом определяют взрослые, опекающие его в детскую пору.
Проблемы психологического развития ребенка до года
Самое главное для новорожденного — незыблемая любовь матери. Она является важнейшим условием формирования у ребенка чувства безопасности. Иначе маленьким человечком овладевает тревога. Впоследствии протестные формы его поведения станут выражением глубокой печали и страданий.
Отсутствие близости, аффективного диалога между матерью и малышом обернется для него и двигательной пассивностью. Интерес к внешнему миру в нем будет вялым. Это явное свидетельство задержки развития процессов познания.
Восприятие грудничка подобно губке, хаотично вбирающей в себя всю подряд информацию. Поэтому важно приучать его к звуковым ярлыкам. Они помогут ему распознавать знакомые объекты. Делается это путем многократных повторений. При этом от взрослых требуется немало терпения и чуткости. В противном случае процессы понимания речи и овладения ею ребенком будут тормозиться.
Проблемы психологического развития ребенка от года до трех лет
В этом возрасте ребенок уже способен шаблонно воспринимать мир и свои переживания. Главная задача родителей – научить его отличать реальность от фантазий. Загвоздка в том, что мысли о сухих фактах и иллюзии одинаковы по своей природе. Даже взрослые люди то и дело выдают одно за другое.
Виной тому – рассеянность ума, его забывчивость, недостаточно развитая склонность к различению. Тут не обойтись без тренировки внимания и формирования цепкой памяти. На это должны быть направлены все усилия родителей, тогда в голове у ребенка не будут путаться мысли-фантазии с мыслями-фактами.
Решая эту проблему психологического развития ребенка, не стоит лишать его раньше времени детства. Не рекомендуется и слишком злоупотреблять «пряничным» методом. Если за каждый успех сулить малышу награду, то, вместе с реалистичным мировосприятием, он усвоит торгашеское отношение к людям как норму жизни.
Желательно избегать и строгих наказаний. Пусть лучше чадо само осознает собственный промах. Вот тут родители могут дать волю своей фантазии и изобретательности. Например, если малыш порвал свою любимую книжку со сказками, то, читая склеенные страницы, родитель может всякий раз останавливаться на самом интересном месте. Так до ребенка быстрее дойдет, что он натворил.
Если малыша забавляет игра с огнем, нужно предоставить ему возможность легонько обжечься. Если это произойдет под контролем родителей, то не обернется серьезными последствиями. Зато подобный урок малыш запомнит на всю жизнь. В этом возрасте практика для него лучше всяких слов.
Проблемы психологического развития ребенка до подросткового возраста
Это период становления самооценки. Своеобразным зеркалом для отрока в этом возрасте являются папа и мама – самые авторитетные для него люди. Их слова и поступки в восприятии ребенка безупречны. Поэтому, захваливая свое дитя, они дадут ему повод считать себя исключительным. Если же ребенка методично наказывать, он поверит в свою никчемность.
Как завышенная, так и заниженная самооценка боком выйдет во взрослой жизни. В первом случае разовьется нарциссизм, надменность, спесь. Во втором – неуверенность в себе, робость и невротическая боязнь всего на свете.
Поэтому любовь к малышу должна быть в меру требовательной. Но родитель не должен увлекаться принуждением или морализаторством. Так можно добиться только одного – взрастить в наследнике комплекс неполноценности.
Нужно терпеливо объяснять необходимость определенного поведения на доступном ребенку языке. Такая мотивировка к действию поможет стать ему здоровой личностью. Тогда его не будет преследовать на каждом шагу панический страх оступиться, осрамиться, оскандалиться. Не будет ему ведома и рабская зависимость от внешнего одобрения. Напротив, он станет чуток к собственным желаниям. А это главное условие саморазвития.
Запрещать что-либо ребенку – не значит им манипулировать. Если принуждать чадо «хорошо» себя вести, пугая его при этом отказом в любви, можно вырастить из него неврастеника. Есть более эффективные способы добиться послушания от малыша:
• спокойно растолковать ему – можно прибегнуть к образным описаниям или даже инсценировке – последствия его неразумных действий;
• если вразумления не помогут, предоставить ребенку возможность воспользоваться правом на ошибку и на собственном опыте осознать, что родители плохого не посоветуют;
• иногда можно просто выразить свое родительское ожидание какого-то поступка от малыша без ссылок на общественную мораль.
Родители, постоянно ругающие и наказывающие ребенка, постепенно теряют его доверие. В разговоре с ними он начинает включать «фильтр» и пропускать мимо ушей большую часть их нотаций.
В отеческом доме у ребенка должен быть свой «угол» – место, где он может расслабиться, оставшись один, и переварить накопившиеся впечатления. Если он лишен этого, то тяжелые переживания, психотравмы, стрессы будут уходить в подсознание. Оттуда болезненные тревожные симптомы будут давать знать о себе долгие годы.
Дефицит родительского внимания со временем породит в сознании ребенка иллюзорную мысль о собственной дефектности и впоследствии может обернуться девиантным поведением.
Проблемы психологического развития ребенка: памятка для родителей
1. Преодоление трудностей – главное условие личностного роста
В любом возрасте ребенок должен уметь самостоятельно принимать непростые решения. Если особых трудностей в его жизни нет, взрослым стоит их создавать искусственно. Ведь характер должен закаляться смолоду.
Однако жизненные «задачки» должны быть под силу маленькому человеку. Если они будут слишком примитивны, то не позволят развиться его волевым и интеллектуальным качествам. А чересчур мудреные ребусы могут убить веру в себя и вызвать отторжение.
2. Развитие ребенка должно быть гармоничным
Кому из нас не приходилось встречать неприспособленных инженеров, инфантильных математиков, чудаковатых программистов. У всех этих людей феерически развита логика. А вот в жизни, в частности в личных отношениях, они непроходимые тупицы.
Чтобы ребенок не вырос недотепой, нужно развивать его всесторонне. Он должен уметь знакомиться, дружить, мириться. Временные невзгоды не должны сбивать его настрой на успех. У него должен быть опыт анализа собственных ошибок. Словом, он должен овладеть житейской мудростью и научиться себя контролировать. Тогда он привыкнет к тому, что из любой патовой ситуации можно найти выход.
3. «Умные» книги и игры – самые эффективные инструменты развития
Чтение – это пропуск в мир «разумного, доброго, вечного». Оно должно стать не просто нормой жизни, а высшим наслаждением. Книги научат думать, чувствовать, любить. Однако их, как и игры, нужно фильтровать. Многие из них созданы исключительно «забавы для», то есть являются банальными «тайм-киллерами».
Проблемы психологического развития ребенка нельзя игнорировать. Взрослая жизнь – учитель требовательный: он спросит за все и никому не даст спуску. Поэтому лучше готовиться к ее экзаменам заблаговременно.