Профессиональное самоопределение личности – акт осознанного выбора индивидом своей роли в общественно-полезной деятельности. Реализуется он путем выявления и утверждения своего профессионального «Я», согласованного со всем жизненным сценарием.

 

 

Психология профессионального самоопределения

Психологи настаивают: выбор будущей карьеры невозможен без учета личностного фактора. Его можно представить в виде триады условий:

  • осознания индивидом своего внутреннего потенциала: задатков, наклонностей, устремлений;
  • определения профессиональной направленности, корреляции ее с приоритетными жизненными целями;
  • признания ценности труда во благо общества.

Безусловно, субъективный вектор профессионального самоопределения личности может быть детерминирован рядом объективных условий:

  • социально-экономической обстановкой в городе, регионе, стране.
  • рейтингом профессий на рынке труда: уровнем их престижности и востребованности;
  • образовательным уровнем родителей;
  • материальным и социальным статусом семьи;
  • качеством школьного профобразования.

Успешным считается такое профессиональное развитие, которое направлено на согласование индивидуально-психологических особенностей молодых людей с актуальным социальным заказом.

Этапы профессионального самоопределения учащихся

  1. Детский период ролевых игр. Осваивая игровые амплуа врача, продавца, шофера, учителя, дошкольники и младшие школьники впервые пока еще неосознанно примеряют на себя различные образцы профессионального поведения.
  2. Фантазии подросткового возраста. Идеалист тинэйджер представляет себя в розовых мечтах на месте «крутых» специалистов: спасателей, репортеров, сыщиков, полицейских. Такая героизация собственной личности не всегда основана на самопознании: в данном случае проявляется подростковый инфантилизм, максимализм, стремление к риску.
  3. Юношеский аналитический период. В возрасте 16-17 лет у многих юношей и девушек фантазии уступают место рациональному подходу к решению карьерного вопроса. Происходит оценка и сортировка видов деятельности в соответствии со своими интересами, способностями, системой ценностных ориентиров.
  4. На пороге зрелости. Профессиональное самоопределение старшеклассников как окончательное принятие основательно выверенного решения. Данный период может растянуться и на студенческие годы: не исключены случаи перепрофилирования уже в институте.

Поиск себя в профессиональном мире – процесс длительный и кропотливый. На каждом его этапе происходит, прежде всего, личностное самоопределение субъекта, формирование адаптивных способностей индивида – залога его будущей профпригодности.

 

 

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

В настоящее время на выбор молодых людей большое влияние оказывают социальные стереотипы. Возникает подмена понятий «профессия» и «работа». В результате, вместо того чтобы следовать призванию, выпускники пускаются на поиски доходных мест.

Высшее образование часто становится не способом саморазвития, а ключиком к престижной или «хлебной» должности. Добавляет хлопот и проблема самостоятельного трудоустройства по окончании вуза.

В этих условиях главная задача профессионального самоопределения учащихся – формирование личности, не зависящей от общественных предрассудков, способной осознанно решать сложные жизненные проблемы.

Современный старшеклассник должен не просто ориентироваться в спросе и предложении рынка труда, иметь понятие об перспективных профессиях, знать способы трудоустройства, уметь правильно вести себя на собеседовании, составлять резюме. Главное – он должен понимать, насколько выбираемая им профессия соответствует его жизненному контексту.

В тех случаях, когда при выборе вуза потребность в самореализации подменяется конформистскими устремлениями – учиться в родном городе, оказаться в одном институте с одноклассниками, поступить туда, где нет конкурса и есть бюджетное отделение, – проигрывают все: горе-абитуриент, его родители, государство.

Не оправдывает себя и такой «практический» подход, как подача документов в несколько вузов. В будущем этот расчет на авось может аукнуться не только отвращением к нелюбимой работе, но и неудовлетворенностью всей жизнью.

Чему себя посвятить: карьере или карьеризму?

Психология профессионального самоопределения ратует за мотивированный выбор профессии. По мнению специалистов, он зиждется на 5 ценностно-смысловых «китах»:

  • свободе личности от стереотипов;
  • рациональном подходе к решению проблем;
  • ориентации на жизненные приоритеты;
  • осознании профессиональных интересов;
  • определенном практическом опыте.

Эти 5 позиций лежат в основе эффективной профориентационной работы, призванной нацеливать выпускника на решение вопроса «Кем стать?», а не «Кем быть?».

В противном случае молодой человек может столкнуться в будущем с несовместимостью личностных устремлений и требований выбранного вида деятельности. Нетрудно предугадать сценарий дальнейшей его жизни. В то время, как коллеги, удовлетворенные профессией, будут делать успешную карьеру, бедолаге ничего не останется, как удовлетвориться незавидной ролью беспринципного карьериста.

Выбрав дело не по душе, молодой специалист будет вынужден служить не делу, а лицам. Такое прислуживание, подразумевающее ношение чуждой маски, неизбежно приведет к глубокому внутреннему разладу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *