Профессиональное самоопределение личности – акт осознанного выбора индивидом своей роли в общественно-полезной деятельности. Реализуется он путем выявления и утверждения своего профессионального «Я», согласованного со всем жизненным сценарием.
Психология профессионального самоопределения
Психологи настаивают: выбор будущей карьеры невозможен без учета личностного фактора. Его можно представить в виде триады условий:
- осознания индивидом своего внутреннего потенциала: задатков, наклонностей, устремлений;
- определения профессиональной направленности, корреляции ее с приоритетными жизненными целями;
- признания ценности труда во благо общества.
Безусловно, субъективный вектор профессионального самоопределения личности может быть детерминирован рядом объективных условий:
- социально-экономической обстановкой в городе, регионе, стране.
- рейтингом профессий на рынке труда: уровнем их престижности и востребованности;
- образовательным уровнем родителей;
- материальным и социальным статусом семьи;
- качеством школьного профобразования.
Успешным считается такое профессиональное развитие, которое направлено на согласование индивидуально-психологических особенностей молодых людей с актуальным социальным заказом.
Этапы профессионального самоопределения учащихся
- Детский период ролевых игр. Осваивая игровые амплуа врача, продавца, шофера, учителя, дошкольники и младшие школьники впервые пока еще неосознанно примеряют на себя различные образцы профессионального поведения.
- Фантазии подросткового возраста. Идеалист тинэйджер представляет себя в розовых мечтах на месте «крутых» специалистов: спасателей, репортеров, сыщиков, полицейских. Такая героизация собственной личности не всегда основана на самопознании: в данном случае проявляется подростковый инфантилизм, максимализм, стремление к риску.
- Юношеский аналитический период. В возрасте 16-17 лет у многих юношей и девушек фантазии уступают место рациональному подходу к решению карьерного вопроса. Происходит оценка и сортировка видов деятельности в соответствии со своими интересами, способностями, системой ценностных ориентиров.
- На пороге зрелости. Профессиональное самоопределение старшеклассников как окончательное принятие основательно выверенного решения. Данный период может растянуться и на студенческие годы: не исключены случаи перепрофилирования уже в институте.
Поиск себя в профессиональном мире – процесс длительный и кропотливый. На каждом его этапе происходит, прежде всего, личностное самоопределение субъекта, формирование адаптивных способностей индивида – залога его будущей профпригодности.
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
В настоящее время на выбор молодых людей большое влияние оказывают социальные стереотипы. Возникает подмена понятий «профессия» и «работа». В результате, вместо того чтобы следовать призванию, выпускники пускаются на поиски доходных мест.
Высшее образование часто становится не способом саморазвития, а ключиком к престижной или «хлебной» должности. Добавляет хлопот и проблема самостоятельного трудоустройства по окончании вуза.
В этих условиях главная задача профессионального самоопределения учащихся – формирование личности, не зависящей от общественных предрассудков, способной осознанно решать сложные жизненные проблемы.
Современный старшеклассник должен не просто ориентироваться в спросе и предложении рынка труда, иметь понятие об перспективных профессиях, знать способы трудоустройства, уметь правильно вести себя на собеседовании, составлять резюме. Главное – он должен понимать, насколько выбираемая им профессия соответствует его жизненному контексту.
В тех случаях, когда при выборе вуза потребность в самореализации подменяется конформистскими устремлениями – учиться в родном городе, оказаться в одном институте с одноклассниками, поступить туда, где нет конкурса и есть бюджетное отделение, – проигрывают все: горе-абитуриент, его родители, государство.
Не оправдывает себя и такой «практический» подход, как подача документов в несколько вузов. В будущем этот расчет на авось может аукнуться не только отвращением к нелюбимой работе, но и неудовлетворенностью всей жизнью.
Чему себя посвятить: карьере или карьеризму?
Психология профессионального самоопределения ратует за мотивированный выбор профессии. По мнению специалистов, он зиждется на 5 ценностно-смысловых «китах»:
- свободе личности от стереотипов;
- рациональном подходе к решению проблем;
- ориентации на жизненные приоритеты;
- осознании профессиональных интересов;
- определенном практическом опыте.
Эти 5 позиций лежат в основе эффективной профориентационной работы, призванной нацеливать выпускника на решение вопроса «Кем стать?», а не «Кем быть?».
В противном случае молодой человек может столкнуться в будущем с несовместимостью личностных устремлений и требований выбранного вида деятельности. Нетрудно предугадать сценарий дальнейшей его жизни. В то время, как коллеги, удовлетворенные профессией, будут делать успешную карьеру, бедолаге ничего не останется, как удовлетвориться незавидной ролью беспринципного карьериста.
Выбрав дело не по душе, молодой специалист будет вынужден служить не делу, а лицам. Такое прислуживание, подразумевающее ношение чуждой маски, неизбежно приведет к глубокому внутреннему разладу.