Психология деятельности человека помогает понять его сущность, проявляющуюся, прежде всего, в отношении к окружающему миру. Хомо Сапиенс – единственное существо на земле, которое не приспосабливается, подобно животным, к природе, изменяет ее и подчиняет себе.
Великие философы о психологии деятельности человека
По мнению И. Канта, непрерывный процесс сознательной активности является определяющей человеческой характеристикой. В пассивном состоянии индивида его мозг непродуктивен. Лишь благодаря деятельности человека, осуществляются все его замыслы.
В истолковании П.А. Флоренского, многоликая психическая и физическая активность – это орудие построения человеческого духа и тела. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, деятельность людей неразрывно связана с их потребностями. Поэтому ее исследование проливает свет на многие аспекты нашего бытия.
Мотивация в психологии человеческой деятельности
Динамический процесс управления нашего поведения называется мотивацией. Она направляет и организует деятельность субъекта, отвечает за ее устойчивость и активность.
Стабильными мотивационными свойствами личности являются:
• стремление к успеху, особенно ярко проявляющееся в конкурентной борьбе;
• избегание неудачи, сильнее всего заявляющее о себе в ситуациях оценивания результатов деятельности индивида другими людьми.
Основные виды человеческой активности
1. Игра
Эта форма деятельности человека проходит через всю его жизнь. Она обнаруживает себя на каждом шагу: в поведении ребенка, способах общения, театральном представлении, ритуальных действиях, спортивных соревнованиях, застольных времяпрепровождениях, праздничных мероприятиях, деловых и военных тренингах, компьютерных развлечениях.
Недаром в способности к игровой деятельности многие исследователи видели источник человеческой культуры. Так, нидерландский философ Й. Хейзинга считал игрой любую активность человека. Уже первые культы имели игровой характер. С тех пор человечество настойчиво творит свою вымышленную реальность, противопоставляя ее миру природы. Игровое поведение выливается в поэзию, науку, правосознание, политику.
Изучая психологию деятельности человека, многие исследователи считали игру старшей сестрой труда. Ведь прежде, чем изменять мир, человек вообразил его новую модель в момент игры. Стало быть, с этим окрыляющим действом связана способность человека мечтать, строить планы, питать иллюзии, фантазировать. Осознанием новых возможностей игровая активность человека существенно отличается от забав животного.
Игра — деятельность, совершенно свободная. Поэтому, несмотря на ее бесцельный характер, она нужна индивидууму как важнейшая психическая функция. Чем меньше он в ней заинтересован, тем больше получает от нее положительных эмоций. По меткому замечанию Ф. Ницше, игровой момент всегда чарует человека своим оазисным блаженством в пустыне обыденной жизни.
Психоанализ выявляет несколько закономерностей в игровой биографии индивида:
• наращение разнообразия игровых форм деятельности до подросткового возраста;
• сокращение времени, посвященного игре, в процессе взросления;
• умножение индивидуальных игровых моментов в зрелом возрасте.
Огромная роль отведена игре в психологии обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, имитационные игровые схемы превосходно учат ребенка мыслить, говорить, произвольно действовать.
Формы обучающей игры:
• предметная — предполагающая манипуляции с плодами человеческой культуры;
• ролевая — групповая деятельность, каждому участнику которой присваивается определенная социальная роль;
• символическая — действо, воспроизводящее действительность в виде абстракций.
Смысл деловой игры заключается в создании такой реальности, которая позволяет «прокручивать» актуальные для участников проблемные ситуации. Элемент состязательности, помогающий индивиду продиагностировать свой потенциал, только усиливает эффективность разыгрываемых ситуаций. Они дают опыт самоуправления, способствуют оптимизации взаимодействия.
2. Творчество
Процесс создания новых ценностей, как духовных, так и материальных, называется творчеством. Платон называл такую деятельность «священной бесноватостью». Фрейд определял ее как «выражение инстинктов», а Бердяев считал ее проявлением в человеке «божественной мощи».
Творческие порывы идут из глубины нашего сознания. В результате рождается нечто принципиально новое, изобретается нечто небывалое. На пути этой созидательной энергии нет никаких преград. Психология деятельности человека творящего – это мир абсолютной свободы.
Зачастую творческий акт непостижим, как и тайна истинной свободы.
Но его исследования все же помогают понять, как рождаются новые идеи. Главное свойство творца – способность обращать внимание на случайности и умение их истолковывать.
Примером этому может служить обнаружение Урана. До его открытия У. Гершелем было зарегистрировано около 200 наблюдений этого небесного тела. Однако другие астрономы воспринимали исходящее от него излучение лишь как помеху, портящую фотоснимки.
Но Его Величество Случай улыбается не только пытливому, но и подготовленному уму. Только такой способен видеть явления под необычным углом зрения, замечать странности, кажущиеся кому-то незначительными.
Творческий потенциал чаще всего обнаруживает себя в научной сфере или искусстве. Психология деятельности человека проявляется в установлении сходства между предметами или явлениями. Только ученый сравнивает их бесстрастно, поэт выражает при этом восхищение, а комик — агрессию.
Творческую одаренность нередко связывают с парапсихическими феноменами. Так, в работах Г. Мерфи можно найти материалы, доказывающие необычайные способности Шумана, Гете, Марка Твена.
Основным условием творчества является самоактуализация человека, его личностный рост и саморазвитие. Творящий себя индивид пытается максимально выразить свою человечность, все время находится в состоянии открытости и проявляет предельное внимание ко всему окружающему. Для него творчество – это способ существования.
Таким образом, психология деятельности человека неразрывно связана с процессом самопознания. Достичь наибольшего успеха можно, лишь занимаясь своим делом. Уделяя ему максимум времени, всецело погружаясь в него, человек становится Мастером. А это, помимо всего прочего, приносит ему глубочайшее удовлетворение.