Наука о душе человеческой – дисциплина непростая. Сфера значимых для нее проблем довольно широка. Различные ее школы пытаются найти ответы на самые животрепещущие вопросы.

Так, правовая психология отражает отношение всего общества или отдельных его представителей к юридическим аспектам. Предметом психологии ассоциативной является обнаружение связей между различными явлениями в сознании индивида. Психология интеллектуальная изучает способности человека к образованию, искусству, воспитанию.

Посмотрим, как достижения этих подразделений человековедческой науки влияют на нашу обыденную жизнь.

Правовая психология

Мы часто используем слова «свобода», «справедливость», «совесть», не догадываясь, что все они являются предметом изучения правовой психологии. Недаром эксперты определяют данную отрасль знаний как исследование эмоциональных реакций массового сознания на правовую деятельность.

Например, закон о защите потребительских прав вызывает неоднозначные мнения в обществе. Одним он внушает уверенность и спокойствие, другим – скептицизм и недоверие, третьих оставляет равнодушными.

Данный пример доказывает, что немаловажным фактором в приятии или отвержении законов является состояние общества. О его здоровье можно судить по тому, насколько престижно в нем право и в какой мере осуждается произвол. Поэтому правовые психологи уделяют большое внимание менталитету, традициям, обычаям, привычкам, стереотипам конкретного народа.

Так, исследователь Александр Ахиезер пришел к выводу, что в менталитете россиян господствует инверсионная логика, склонная к подмене понятий «добро» и «зло». С этим ученый связывает выход субкультуры криминального мира с периферии общества на его авансцену.

Изучение массового сознания в конкретном обществе проливает свет и на правосознание отдельных его индивидов, восприятие ими своего поведения с точки зрения адекватности правовым нормам. Скажем, в тоталитарном обществе законопослушание – это производная страха или конформизма, но никак не внутреннее одобрение правовой модели поведения.

Специалисты выделяют тенденции, характерные для развитого гражданского общества:

• стремление к справедливости как основе законности и залоге нормального развития личности, ее успешной социализации и солидарности с законом;

• восприятие критического отношения к собственным проступкам как маркера высокого правосознания;

• признание стыда как внутренней реакции человека на совершенное им противоправное действие;

• интерпретация совести как нравственного «контролера» человека;

• понимание целесообразности юридической ответственности, приятие ее неотвратимости как действенного способа пресечения преступности в обществе.

Все перечисленные явления образуют концептуальный базис как правотворчества, так и законопослушания в цивилизованном обществе. Главной же целью такого социума становится формирование в каждом человеке «правовой интуиции» как стереотипа повседневного поведения.

Ассоциативная психология

Это направление науки о душе появилось в конце XVIII – начале XIX века. Его представители – Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли – пытались объяснить внутреннюю жизнь человека ассоциациями, возникающими в его сознании.

Объединив все существующие в данном направлении концепции, можно назвать его ключевые положения:

1. Душа и сознание человека тождественны.

2. Психическая деятельность личности базируется на ощущениях, являющихся первостепенными элементами.

3. Второе место отводится чувствам человека, его представлениям о мире и мыслительным процессам.

4. Ассоциации – это трансформации первичных ощущений во вторичные.

5. Закрепление ассоциации в сознании человека происходит при условии ее частого повторения. Чем ярче будет эмоциональная окраска образа, тем четче он отпечатается в психике.

Одним из основных недостатков ассоциативной психологии была субъективность выводов ее приверженцев. Не удивительно, что в XX веке она была потеснена другими течениями, но успела наложить отпечаток на практику науки о душе.

Заметным достижением ассоцианизма, оставленным в наследство современной психологии, является технология получения информации посредством ассоциативного эксперимента. На основе связей, непроизвольно выстраивающихся в сознании человека, раскрывается его внутренний мир и мотивы поведения.

Данный способ получения истинной информации применяется в ряде ситуаций:

1. Установление объема словарного запаса человека. Испытуемому предлагают перечень слов и просят написать первую пришедшую в голову ассоциацию на каждое из них.

2. Определение адекватности понимания стимулирующих факторов. Например, называют слово «лимон» и наблюдают за тем, насколько интенсивно отделяется слюна у испытуемого.

3. Выявление степени причастности человека к преступлению в криминалистике. Особо пристальное внимание уделяется ассоциациям, которые выдаются подозреваемым сразу, без раздумий.

Специалисты отмечают такие преимущества данных экспериментов:

• простота;

• доступность;

• надежность полученной информации.

Главная же ценность ассоциативного эксперимента заключается в том, что он является лакмусовой бумажкой подсознательных процессов человека. Подобные сведения представляют собой большую ценность для исследователя.

Интеллектуальная психология

Предметом изучения этого направления являются ментальные особенности человека. По уровню интеллекта индивида судят о том, насколько оперативно и успешно справляется он с новыми задачами.

Самым авторитетным представителем интеллектуализма, автором известного теста на IQ считается американский психолог Л. Терстоун. Он полагал, что о ментальном потенциале личности можно судить по 7 факторам:

• умении мыслить пространственными категориями;

• способности к детализированному восприятию;

• арифметическим навыкам;

• лингвистическому чутью;

• живости речи;

• цепкости памяти;

• склонностью к логическим рассуждениям.

Терстоун был одним из теоретиков креативности как способности ума мгновенно воспринимать и легко перерабатывать новую информацию, а также генерировать оригинальные идеи. По мнению ученого, креативное мышление – главное условие творческих достижений и самореализации человека новой формации.

Современные исследования доказывают: на рынке труда всегда востребованы люди, обладающие хорошо развитой «соображалкой», то есть гибкостью мышления. Специалисты в области интеллектуальной психологии считают, что этот навык надо развивать как можно раньше, буквально с младых ногтей.

Вот 5 рекомендаций родителям по формированию у ребенка креативного мышления:

1. Не принимайте за чадо решений

Не применяйте в воспитании метод: «Будет или так, или никак вообще». У ребенка должен быть выбор. Креативность подразумевает вариативность.

2. Не уходите от вопросов

Зачастую родители предпочитают отделываться от надоедливых «почемучек» коротким: «Отстань». Ребенок всего лишь хочет понять, как устроен мир. Отказывать ему в этом – губить на корню его пытливость ума.

3. Предоставьте свободу исследования

Помните: для вашего чада все, что он видит вокруг себя, достойно самого пристального внимания. Малыш все время изучает и экспериментирует. Он даже может, сидя за столом, перекинуть тарелку с кашей. Ему будет интересно, как на это отреагируют родители. Так чадо получает представление о причинно-следственных связях.

4. Указывайте направление, но не ограничивайте

Помогайте ребенку советами, поддерживайте его в выбранном им деле. У него должна быть возможность реализовать свои способности. Единственное, чего не следует делать, – ставить рамки на пути этого процесса.

5. Стимулируйте к самостоятельности

Школьная программа не способствует развитию интереса к тому или иному предмету. Сухой язык учебника часто нагоняет на юного читателя скуку. Умейте заинтересовать ребенка тем, к чему он питает склонность.

Заключение

В условиях динамического общества актуальность подобных исследований чрезвычайно повышается. Все три вида психологии – правовая, ассоциативная и интеллектуальная – как элементы одного пазла, позволяют составить наиболее полную картину души человека. Это дает ему уникальную возможность через осознание своего внутреннего мира прийти к управлению своей жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *