anomiaНездоровое состояние общества, в котором произошла девальвация морали и права, называется социальной аномией. Ценностный вакуум при этом заполняет «смятение душ», целью жизни становится выживание, нормой поведения – материальная ориентация.

Лишившись «оси координат», одни члены такого общества переходят в разряд «потерянного поколения», другие – перестают чувствовать ответственность за свои поступки. Повсеместно расцветают алкоголизм, наркомания, суицид, антропофобия, преступность. Происходит саморазрушение личности.

Происхождение термина «социальная аномия»

Древнегреческое слово «anomos», переводимое как «беззаконный», можно встретить еще в трудах Платона и Еврипида. В XIX веке понятие «аномия» использовали спиритуалист Жан Гюйо и историк Уильям Мэбейрд. В социологию оно пришло благодаря ее основателю – французскому философу Эмилю Дюркгейму. В ХХ веке представитель американской социологической науки Роберт Мертон внес свою лепту в разработку этого концепта.

Социальная аномия в интерпретации Дюркгейма

Французский социолог отмечал, что размытость норм в обществе характерна для кризисных периодов. Ее порождают социальные катаклизмы: революции, войны, введение реформ.

В такие времена новые идеалы, провозглашенные государством, не соответствуют привычной системе ценностных координат. Особенно явно обнаруживается противоречие между законами, декларирующими общественные идеалы, и нормами, регулирующими средства их достижения. Наступает время социальной дезорганизации.

Проявления социальной аномии:

• ослабление, вплоть до полного распада, морально-правовых устоев;

• отсутствие эффективных общественных регуляторов, нарушение дисциплины и равновесия, воцарение беззаконности;

• дезинтеграция общества, разрыв связей в социальных группах, отсутствие солидарности;

• появление в обществе новых «лидеров» и «лузеров» с резким возвышением одних и падением других;

• возникновение пессимистических настроений, тревоги, неудовлетворенности, разочарования, апатии, суицидальных мыслей, нетерпимости, алчности, интереса к потреблению и получению удовольствий;

• распад семьи, отдаление «отцов» и «детей», появление поколения с отсутствием опыта служения цели и выполнения полезных функций.

Выходом из кризисного состояния общества Дюркгейм считал моральную революцию. Она должна вернуть человеку самоконтроль, пробудить в нем умеренность, нетерпимость к роскоши. Это обеспечит в социуме равенство, солидарность и справедливость. Мораль выздоравливающего общества победит индивидуализм и эгоизм.

Развитие теории социальной аномии Робертом Мертоном

Американский ученый фокусировался на проблеме «выпадения» человека из социальной структуры. Последнюю он характеризовал как совокупность намеченных государством целей и законных средств их достижения.

Однако в индустриальном обществе возникает рассогласованность частей этой структуры. Заявленные в обществе символы успеха – деньги, почести – доступны далеко не для всех. Невозможность целедостижения разрешенными способами приводит к аномии. Она поглощает рациональность и стабильность, заменяя их моральным вакуумом.

Весь драматизм ситуации в том, что личность не в состоянии отказаться от прежних идеалов. Поэтому ее поведение характеризуется периодической сменой убеждений, что неизбежно вызывает психические расстройства: нервный срыв, апатию, депрессию.

Мертон вывел несколько типов приспособления человека к обществу, больному социальной аномией:

• конформисты – законопослушное большинство, подчиняющееся системе;

• инноваторы – индивидуумы с девиантным поведением, одобряющие провозглашенные цели, но играющие по своим правилам;

• ритуалисты – чаще всего бюрократы, не верящие в общественные идеалы, но продолжающие использовать старые средства их достижения;

• маргиналы – наркоманы, алкоголики и прочие отщепенцы, отказывающиеся как от господствующей идеологии, так и от общепринятых способов ее воплощения;

• бунтари – революционеры, стремящиеся изменить существующую систему, предлагающие альтернативные идеалы и новые средства их реализации.

Так Ментон показал, что в дисгармоничной социальной структуре личности приходится выбирать между легитимными и эффективными средствами достижения желанного.

Социальная аномия в личностном измерении

Для большинства людей, не способных «прогибаться под изменчивый мир», аномийные условия губительны. Они бросают человека на амбразуру отрешенности, безучастия и неверия. Не случайно в современном обществе такую востребованность получили виртуальные отношения, заменившие многим реальную близость.

Социальный хаос накладывает на поведение личности отпечаток вседозволенности и непредсказуемости. В правовом сознании отдельных индивидуумов могут возникнуть метаморфозы инволюционного характера: впадание в первобытную дикость, проявление варварских форм поведения.

Аномия всегда трагична. Это всегда гибель, разрушение. В волнах социального беспорядка тонут многие их тех, кому в обстановке стабильности вполне удалось бы устоять. Недаром немецкий мыслитель Якоба Беме предупреждал, что хаос — «мучение» не только материи, но и духа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *