Уже 15 веков минуло с того времени, когда древнегерманское племя – вандалы – разграбили Рим. А вандализм живет и поныне. Этим словом теперь называют разного рода бесчинство по отношению к культурным ценностям.
Мишенями современного вандализма становятся фасады зданий и подъезды домов, лавочки в скверах и сидения в поездах, уличные фонари и магазинные витрины. Разорение могил, крушение памятников, сжигание книг, осквернение храмов, вредительство в музеях – все это проявления варварского поведения.
Природа современного вандализма
Почему германцы разорили «вечный город», понятно: завоеватели хотели лишить покоренный народ его исторической памяти. Не трудно осознать и поступок Герострата, сжегшего в родном городе лучшее, что в нем было, – храм Артемиды. Во время пыток он сказал, что сделал это ради славы.
Правда, казненный поджигатель так и не узнал, что она станет равна вечному позору. А что же движет геростратами XXI века?
Социальные истоки духовного каннибализма
Психологи констатируют связь деструктивного поведения, к которому относится и современный вандализм, с кризисным состоянием морально-правовых опор общества. Охватившая сегодня практически весь мир социальная аномия прослеживается и в падении нравов, и в компрометации вечных ценностей, и в активизации националистов и религиозных фанатиков.
При этом атмосфера социума заряжается флюидами нетерпимости, брутальности, радикализма. Наиболее ярким примером современного вандализма является деятельность террористического квазигосударства ИГ. Его бойцы устраивают костры из манускриптов, ровняют бульдозерами руины древних городов, взрывают гробницы святых, разрушают храмы. Данные объекты культуры демонстративно стираются с лица земли только потому, что являются символами чуждой для вандалов идеологии.
К сожаленью, подобные явления не новы в истории человечества. Они являются отголосками и Великой Французской революции, приведшей к уничтожению 168 памятников роялистской культуры, и Октябрьского переворота в России, направившего свою разрушительную энергию на сотни монастырей, десятки тысяч церквей, миллионы икон.
Психологические мотивы современного вандализма:
• банальный человеческий эгоизм и жадность, стремление к личной выгоде, заставляющие присваивать дорогие изделия с кладбищенских могил, содержащие цветные металлы детали оборудования;
• мщение как ответная реакция на оскорбление или обиду;
• игра-соревнование подростков с целью доказательства своей крутизны;
• неприязнь, зависть, желание уничтожить то, что дорого кому-то – именно эти мотивы часто побуждают неуравновешенных посетителей музеев губить шедевры живописи, обливая их кислотой;
• сильная досада индивидуума, не знающего, как справиться с гневом;
• гедонистический риск, присущий чаще всего современным тинэйджерам, принадлежащим к определенной субкультуре, например, к граффити;
• исследование с целью познания или пробы на прочность – так, к примеру, дети пытаются определить «красную линию» в отношениях с родителями или школьными учителями; этим же страдают и участники википроектов, старающиеся отвандалить веб-страницы различными способами: мистификацией, мусором, очисткой;
• эстетическое переживание, свойственное тем, для кого одной из причин радоваться жизни является процесс разрушения;
• экзистенциальное исследование, или самоутверждение, примером которого может служить поступок современного живописца А. Бренера, публично вывевшего на картине Малевича «Супрематизм» знак доллара.
Кто он, типичный представитель современного вандализма?
1. Пол: преимущественно мужской, хотя доля разрушителей слабого пола впечатляет. Среди школьников количество мальчиков и девочек, рисующих на партах и бьющих окна, примерно одинаково. В мелких актах вандализма девочки-подростки даже лидируют. Все больше их становится и в числе поджигателей.
2. Возраст: в среднем до 25 лет. Пик разрушительных тенденций среди детей приходится на 12 лет.
3. Интеллект: современный вандал практически не отличается по уровню умственного и психического развития от сверстников. Правда, он несколько отстает в учебе, что предсказывает его «трудное» поведение: прогулы занятий, конфликты с учителями и родителями, бродяжничество, вредные привычки и, как следствие, вандализм.
4. Мотивы: порча имущества в 66 % случаев совершается непреднамеренно, под влиянием ситуации. Подавляющее большинство подростков сознается в развлекательном характере подобного времяпрепровождения.
5. Сообщники: три-четыре человека одного возраста, чаще всего живущие в одном районе.
Стратегии борьбы с современным вандализмом
1. «Укрепление мишени»:
• устранение возможности уничтожения ценного объекта с помощью прочных конструкций и материалов;
• оперативная реконструкция сооружения при появлении первых признаков вандальной атаки на него;
• ограничение доступа с помощью замков, решеток, заборов, ликвидации лишней растительности, улучшения уличного освещения улиц, организации охраны и установки системы наблюдения.
2. Воздействие на мотивы вандалов:
• наказание с обязательным возмещением ущерба;
• отвлечение от деструктивных действий путем размещения специальных стендов для надписей или допуска уличных «художников» к оформлению парков, детских площадок;
• перевоспитание разрушителя: участие его в ремонтах школ, введение ученического самоуправления, пропаганда ценности искусства и культуры.
Трудно сказать наверняка, найдет ли мир противоядие от вандализма. Будем надеяться, что желание наслаждаться красотой окажется сильнее привычки гадить там, где живешь.