Психология воображения – это возможность человека не только мечтать, но и «делать сказку былью». Путешествия нашего сознания в мир грез и фантазий – это дерзкий полет мысли, эйфория творчества, необычайный подъем духа. Это все то, без чего наша жизнь была бы скучна, однообразна и примитивна.
Возникновение и суть психологии воображения
Давно канули в Лету те времена, когда человекоподобное животное, подобно четвероногим сородичам, ходило с голыми руками на охоту и обитало в пещерах. На каком-то этапе у него «включилась» фантазия, и оно представило себе копье. Затем поднатужилось и вообразило лук и стрелы. Позже в его мечтах появился топор, борона, мотыга и прочие полезные приспособления.
Так зарождалась психология воображения. Она избавила homo от многих трудностей и опасностей в жизни. Со временем она разожгла в нем божью искру творца и воспламенила неудержимый разум испытателя.
Процесс воображения представляет собой оттиск в человеческом подсознании внешнего мира. Это свойство психики дает нам возможность планировать будущее, преобразовывать настоящее и запоминать прошлое.
Психология воображения и личность
Любому человеку, каким бы приземленным он ни казался, свойственно мечтать. Есть, конечно, люди, называющие себя прагматиками, во всем опирающиеся на логику и предпочитающие доводы домыслам. Нельзя думать, что у них совсем нет фантазийного опыта. Просто он слишком скуден, либо воображение просто не разбужено.
Таких особей стоит пожалеть: им явно не хватает индивидуальности. Между тем, склонность к воображению позволяет человеку выделиться из массы, стать ни на кого не похожим, проявить свой характер и поведение во многих сферах жизнедеятельности:
• в процессе познания, бесконечно расширяя свой кругозор, находя выход из нестандартных ситуаций;
• во время планирования, четко представляя себе результаты намечаемой деятельности;
• в момент понимания, ставя себя на чужое место, пытаясь уяснить, что творится на уме и душе собеседника;
• в минуты предвосхищения и предупреждения опасности, изобретая приемлемые для себя превентивные меры;
• при воспоминании, пользуясь запечатленными в мозгу образами;
• в ходе разработки программы саморазвития, намечая в ней свои приоритетные цели и способы их достижения
Механизмы психологии воображения
Как возникает в нашем сознании имидж реальности? Перечислим основные пути этого занимательного и многосложного процесса.
1. Агглютинация – создание образа на основе анализа и оценки свойств реально существующего предмета. Данный метод часто используется при создании мифических и сказочных персонажей. Так появились, к примеру, Пегас – конь с крыльями птицы или Соловей-Разбойник – дикарь со звериными повадками.
2. Акцентирование – «наведение резкости» на наиболее существенные свойства предмета, человека или процесса. В литературе этот прием используется либо как гипербола, то есть преувеличение характерных черт предмета, либо как гротеск, при котором укрупнение достигает ужасных размеров. Акцентирование берут на вооружение также шаржисты и карикатуристы.
3. Типизация – выделение качеств, свойственных нескольким людям или предметам, и моделирование из них обобщенного образа. Типичные характеры повсеместно встречаются в фольклоре и литературе.
Воображение активное
Осознанное воссоздание образов принято считать активным воображением. Формы его проявления – мечта и фантазия. Первая более приземлена, связана с планами, которые вполне осуществимы, стоит лишь их автору приложить усилия. Так могут воплотиться мечты о приобретении профессии, женитьбе, покупке необходимых вещей.
Фантазия навевает более дерзкие образы: мы пускаемся в виртуальные путешествия, представляем себе встречи с кумирами, видим себя всемогущими или сказочно красивыми. Подобные грезы, не найдя применения в жизни, могут воплощаться в произведения искусства.
Воображение пассивное
Образы, посещающие нас спонтанно, помимо нашей воли, относят к проявлениям пассивного воображения. Наиболее яркий их пример – ночные сновидения. Они ретранслируют наши дневные переживания и размышления, желания и страхи, стремления и опасения.
Иногда они имеют сюжет с реальными, известными нам людьми. А порой представляют собой причудливые, разрозненные картинки, напоминающие полотна абстракционистов. Подобные фантастические видения, возникающие в воображении наяву, называют галлюцинациями. Их могут вызывать травмы головного мозга, психические расстройства, различные интоксикации.
Проблемы развития психологии воображения
Известно, что от природы самыми большими фантазерами являются дети и женщины Астрологи записывают в мечтатели еще и представителей всех водных знаков Зодиака, Стрельцов и Водолеев. А вот психологи утверждают, что развивать в себе воображение и творческие наклонности может каждый. Этому способствуют следующие виды деятельности:
• игры с ролевыми сценками и ассоциативным модулированием;
• творчество: рисование, сочинение художественных текстов, оригами, лепка;
• чтение и передача прочитанного словесными образами;
• составление и изучение графических изображений: географических карт, диаграмм, схем.
Психология воображения и ее возможности
У каждого из нас немало скрытых способностей. Они подавляются множеством ограничений. Справиться с ними – преодолеть время и пространство, лень и апатию, инерцию и предубеждения – позволяет сила воображения. Без нее многое в нашей жизни осуществить было бы невозможно, в том числе:
• познавать себя и окружающий мир с помощью ярких образов и различных манипуляций ими;
• достигать эмоциональной разрядки, в том числе при медитативных тренингах, например, при выполнении практики набора энергии;
• регулировать отношения с людьми: убеждать их, влиять на их решения, устранять конфликты;
• добиваться улучшения здоровья в ходе релаксационной терапии;
• наслаждаться творчеством великих художников, композиторов, литераторов.
Сила воображения способна преобразовывать реальность до неузнаваемости. Конечно, многое зависит от направленности этой силы. Не будем забывать о вреде бесплодных иллюзий и больных фантазий, навязчивых идей и бредовых мыслей.
Но будем помнить, что воображение – это великий дар, сделавший прямоходящего примата венцом природы. По словам Анатоля Франса, оно способно превратить чувствительного человека – в художника, а отважного – в героя. А по мнению Дени Дидро, без воображения вообще не может быть ни мыслителя, ни поэта, ни просто человека.