Успешный человек не понаслышке знает, что такое личностное развитие. Главное для него – движение по пути прогресса и наращивание собственного потенциала. Отказ от саморазвития и увязание в «зоне комфорта» неизменно ведут к деградации.

 

 

Способность к непрерывному улучшению своей личности – неотъемлемое качество настоящего лидера. Саморазвивающиеся люди рассматривают себя как «Я-проект» и не жалеют на него ни материальных, ни моральных инвестиций.

Какие этапы нужно пройти, чтобы оправдать вложенные затраты? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Для начала рассмотрим различные точки зрения в психологической науке на пути самоизменения.

Развитие личности: бихевиоризм

Зародившаяся в начале прошлого века поведенческая психология основным источником личностного прогресса считала среду. Человек, по мнению бихевиористов, – совокупность поведенческих рефлексов. Он стремится к тому, чтобы выполнять мотивирующие действия и избегать наказуемых.

Бихевиористы отрицают свободу воли отдельно взятого homo. Они считают, что каждый индивид играет по правилам, продиктованным ему общественными постулатами. Из этого следует, что он не сможет выйти за рамки автоматизированного поведения и сломать навязанный стереотип.

Личностное развитие: гуманизм

Представители гуманистического направления в психологии полагают: на старте жизненного пути решающее влияние на человека оказывают родители, окружение, учеба, но в какой-то момент он начинает сам определять собственную судьбу.

Психолог Лидия Божович выделяла два ключевых критерия, по которым можно судить о степени развития личности:

  1. Иерархия мотивов индивида. Этот фактор показывает готовность человека пожертвовать одними желаниями ради других. Основное требование, выдвигаемое к такому выбору, — его социальная полезность. Допускается совершение поступков, продиктованных «стихийной нравственностью», когда решения принимаются без осознанной причины. Важно, чтобы они не противоречили моральным установкам.
  2. Способность сознательного контроля. Данный показатель определяет умение индивида управлять своим поведением. Необходимое условие для этого — четкое осознание собственных мотивов, убеждений, целей.

Как развиваться личностно: опоры духовного роста

Согласимся с психологами: рождение человека как личности невозможно без воздействия социума. Благодаря опыту предшественников, homo познает законы окружающего мира.

Общество передает в распоряжение индивида весь багаж накопленных знаний. Но каждый человек пользуется этим наследием по своему усмотрению. Информация черпается из разных источников. В зависимости от интеллектуальной расположенности индивида, на формирование его сознания могут влиять:

  • философские или научные сочинения;
  • «мейнстримовые» публикации в медиапространстве;
  • произведения искусства.

Все эти «кирпичики» укладываются на фундамент, подготовленный родительским воспитанием. Причем постройка идет очень динамично, поскольку социум находится в постоянном движении.

Другой «столп» личностного развития – внутреннее переживание. Пропуская через себя потоки информации из внешней среды, человек занимается творческим осмыслением мира и формирует эмоциональное отношение к нему.

Этапы преображения

Личностное развитие – это долгая дорога, состоящая из трех ключевых вех:

  1. Первоначальное формирование. На этом дебютном этапе программируется сознание будущей личности. Закладываются коренные предпосылки, определяющие, станет ли человек сильной и уверенной в себе личностью или слабаком с комплексом неполноценности. Происходит активное взаимодействие с обществом; решающую роль оказывают учебные заведения и круг друзей.
  2. Самопознание. Наступает момент, когда человек задает себе важные вопросы: «Кто я?», «В чем цель моей жизни?». Поиск ответов ведет к самоопределению. Человек, не разобравшийся с приоритетами, рискует перейти в стан социальных аутсайдеров.
  3. Развитие. Когда призвание определено, остается приложить свои способности, багаж приобретенных умений и набор освоенных навыков для успешной реализации. Недостатки и внутренние барьеры устраняются, позволяя успешно достигать поставленных целей.

 

 

Защитные механизмы личности

В процессе обретения своего «Я-образа» человек нуждается во внутренних регулировщиках. Они необходимы ему для того, чтобы сохранять самоуважение и сводить к минимуму моральный дискомфорт. Главное назначение этих механизмов – искажение или отрицание происходящего для снижения тревожного фона.

Психологи выделяют 9 душевных «защитников» личности:

  1. Вытеснение. Прибегая к этому методу, мы отбрасываем тягостные для нас мысли, переживания и события. Таким образом, ликвидируется внутренний конфликт и стирается память о неприятных происшествиях. Однако отрицательные импульсы имеют свойство выходить наружу в виде сновидений, шуток или оговорок.
  2. Проекция. Человек приписывает другим нежелательные для себя качества. Это позволяет перекладывать вину за собственные промахи на окружающих.
  3. Идентификация. Данный прием состоит в присваивании себе положительных качеств других людей. В случае возникновения конфликта индивид отказывается признать реальное положение вещей. Такое поведение часто свойственно маленьким детям.
  4. Реактивное образование. Выбирая этот способ защиты, человек надевает на себя маску, скрывающую его истинные намерения. Негативный импульс угнетается и сменяется на противоположный. Например, заядлый сплетник может уверять всех вокруг, что слухи – это не его конек.
  5. Рационализация. Если социум воспринимает в штыки желания и действия индивида, он начинает находить этому логические объяснения. Его поведение подобно знаменитой лисе из басни, считающей, что недоступный для нее виноград незрел.
  6. Замещение. При возникновении конфликтной ситуации человек нередко переносит негатив на свое окружение. К примеру, студент, получивший плохую отметку, срывается на друзьях и родителях. Иногда отрицательная энергия направляется на самого себя.
  7. Регрессия. Данный метод предусматривает возвращение к формам поведения, использовавшимся ранее. Взрослый человек может надуться, как ребенок, и перестать разговаривать с обидчиком.
  8. Изоляция. Такой механизм способствует блокировке негативных переживаний или воспоминаний. Так, переживший аварию пассажир запрещает себе думать о произошедшей трагедии. Такой путь часто становится причиной раздвоения личности.
  9. Сублимация. Этот психологический рычаг воздействия позволяет перенаправить отрицательную энергию по пути созидания. Переживания служат толчком к созданию новых произведений в живописи, литературе, музыке.

При включении защитных внутренних блоков заметно суживается гибкость поведения «я». Человек укрывается за ними, подобно прячущей голову в раковину улитке. Слишком частое использование этих «спасительных кругов» нежелательно для саморазвития.

Не ждите чуда!

По меткому высказыванию американского психолога Брайана Трэйси, в мире полно слабовольных людей. Они ожидают волшебника, который смог бы сделать из них тех, кем они хотели бы быть.

Однако надо понимать: бесполезно ждать на остановке, на которой не останавливается «автобус мечты». Никто не поможет вам построить себя – ни защитные механизмы, ни самое благожелательное окружение. Ваше развитие и рост – в ваших руках!

Не бойтесь моментов растерянности и подавленности. Абсолютно нормально периодически останавливаться и сопоставлять свои цели и действия. Жизнь — не спринт, а марафон. Главное — после каждой остановки снова двигаться дальше, стремиться за пределы достигнутого и становиться лучше.

1 thought on “Развитие личности

  1. Работа над собой — это трудная и долгая работа.
    Но это стоит того!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *