Со стороны психологии, музыкальность — особое качество человека, что проявляется в эмоциональной отзывчивости на соответствующие произведения, в способности различить среди потока звуков какое-то конкретное содержание. Это качество напрямую нельзя связать с развитием звуковысотного слуха, других обособленных музыкальных способностей. Если имеет место систематическое научение музыке, то не каждый в таком случае развивает музыкальность. Однако есть люди, которые без специализированного образования могут понимать музыку, чувствовать ее.
Как все-таки разбудить у дошкольника такое замечательное качество — музыкальность? Явно, что пары еженедельных занятий с музыкальным руководителей в детском саду будет элементарно недостаточно. Музыка должна стать значительной частью жизни ребенка: дома, на территории детского сада. Поэтому заботу за соответствующее воспитание молодого дарования обязан держать не только музыкальный руководитель сада, но и воспитатели группы, сами родители.
Прежде всего, взрослым нужно петь для ребенка, а по возможности и вместе с ним. Если дошкольник слушает обычное пение, которое лишено сопровождения музыкой, то это с высокой долей вероятности стимулирует развитие его звуковысотного слуха. Предпочтительно, во время пения, выходить за границы простой разговорной речи, использовать диапазон более высоких звуков, так как именно к ним слуховой анализатор детей данного возраста (3–7 лет) весьма чувствителен. Очень важно петь и следить за собственным произношением: все звуки необходимо проговаривать четко, правильно, а окончания слов не нужно «проглатывать».
Помимо всего этого, плохо забывать прослушивать с ребенком записанную музыку. В данном случае, лучше воспроизводить небольшие мелодичные произведения (максимум 5–7 минут), где дошкольник сможет почувствовать выражаемое в музыке настроение (за исключением отрицательных). Еще критерием для выбора записи служит наличие звучание только одного музыкального инструмента в определенные моменты произведения или на протяжении всей композиции. Возможными вариантами могут послужить, например, музыкальные инсценировки сказок или же работы, в которых признана истинная художественная ценность.
Последним шагом нужно научить ребенка слышать мир, окружающий его. При подходящей звуковой среде, исключающей громкий шум автомобилей, назойливое гудение работающих механизмов, приборов, продолжительное воспроизведение радиопрограмм и так далее, ребенок отдыхает и развивается одновременно. Весною звуки капель, падающих с тающих сосулек, и приятное журчание ручейков. Осенью шелест увядших листьев, зимой скрипы снега под подошвой. Пение птичек можно слушать вовсе круглый год, а где-то ведь ушам есть доступ даже к перезвону колоколов. Все эти, а также десятки других подобных звуков очень благоприятно влияют на дошкольника, развитие его музыкальности и, что самое главное, дарят ему здоровье и позитивное настроение.