Волна на стадионе. Большой палец вверх. Средний палец. Вы можете думать, что знаете, что означают эти общие жесты… но что происходит, когда вы машете своей иностранной подруге через улицу, а она отворачивается и идет в другую сторону?
Для такой реакции есть причина, и это не потому, что друг устал от вашей компании. В то время как большинство, скажем, американцев интерпретируют жест как дружеское приветствие или прощание, то же самое движение с такой же вероятностью передает слово «нет» в некоторых частях Европы и Латинской Америки. Тот же диссонанс характерен и для других сигналов: обозначение цифры два или знака мира поднятием двух пальцев ладонью внутрь является безобидным в большинстве стран мира, но в Соединенном Королевстве и Австралии — это вульгарный жест.
Глядя на эти различия, может показаться довольно очевидным, что социальный язык тела не универсален. Но почему?
Наиболее распространенное понимание предмета связывает язык тела с разговорным языком. Жесты с определенным значением, которые в просторечии называют “языком тела”, относятся к области кинесики, области исследований, которая отличает эти движения от более инстинктивных действий, таких как улыбка, когда вы счастливы, или отводите взгляд, когда смущены. Разработанная американским антропологом Рэем Бердвистеллом в 1950-х годах, кинесика использует строительные блоки лингвистики, чтобы понять, как жесты порождают смысл. Поскольку единицы звука, которые образуют произносимые слова, называютсяфонемы, единицы движения, которые образуют кинезические жесты, называются кинемами, и, поскольку одна и та же фонема может передавать разное значение на разных языках, одна и та же кинема может также передавать разные значения в разных культурах или контекстах. Например, кинема «большой палец вверх» означает хорошо выполненную работу (или желание подвезти) в Северной Америке, но в Австралии это означает что-то чрезвычайно грубое, когда его перемещают вверх и вниз. И смешанные сообщения на этом не заканчиваются. В Германии та же кинема поднятого большого пальца обозначает число один, но в Японии это означает “пять”.
Однако есть еще одна сложность в понимании невербального общения. Хотя язык тела не универсален, эмоции, стоящие за ним, могут быть. В исследовании, проведенном американским исследователем Полом Экманом, участникам из западных, островных африканских сообществ и Новой Гвинеи была показана коллекция из более чем 10 000 портретов, иллюстрирующих различные выражения лица (мужчина, нахмурившийся с нахмуренными бровями, указывает на гнев; тот же человек, нахмурившийся с опущенными глазами, указывает на печаль).). Когда 90 процентов участников, независимо от культурного происхождения, идентифицировали одни и те же эмоции на фотографиях, Экман пришел к выводу, что существует по крайней мере семь универсальных выражений лица: гнев, отвращение, страх, удивление, счастье, печаль и презрение.
Таким образом, в то время как жест или поднятый вверх большой палец могут не сработать в вашей следующей поездке за границу, искреннее выражение эмоций, вероятно, сработает.