Психология обучения рассматривает познавательный процесс как важнейший фактор формирования личности: ее мышления, памяти, адекватного восприятия себя и окружающего мира.
Как обучение связано с развитием?
Впервые в отечественной психологической науке на эту проблему обратил внимание Л. Выготский. Он подверг тщательному анализу труды своих зарубежных коллег – Ж. Пиаже, К. Бюлера, Э. Торндайка, бьющихся над решением аналогичной задачи.
В результате этих исследований ученый выделил три ключевые позиции:
1. Психология обучения независима от развития
Формирование человеческого индивида полностью подчиняется законам природы. Обучение использует возможности, возникающие в ходе созревания личности. Из этого следует, что интеллектуальный потенциал ребенка, ничему не учившегося, ничем не отличается от возможностей его сверстника-школьника.
2. Психология обучения и развития – единый процесс
Этой точки зрения придерживался сам Выготский. Ученый считал: человек развит в той степени, в какой он обучен. Другими словами, развитие нельзя рассматривать в отрыве от обучения.
3. Психология обучения — фактор, определяющий психологию развития
Усвоение новых знаний, расширение индивидуального опыта должно идти впереди развития, опережая и продвигая его.
Следуя идеям Выготского, современная психологическая педагогика исходит из следующих фундаментальных положений:
1. Обучение базируется на определенном уровне развития психологических структур. То, что ребенок не в силах сам освоить в данный момент, в дальнейшем он одолеет под руководством педагога.
2. Физиологическое созревание организма также оказывает воздействие на обучение. В XX веке это подтвердили процессы акселерации и сменившей ее децелерации юного поколения, повлекшие за собой изменения в организации обучения.
Содержание психологии обучения
Выдающиеся психологи современности Д. Эльконин, В. Давыдов, П. Гальперин определяли обучение как особый вид социальной активности, направленной на овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками. В ходе учебы под управлением педагога ученик приобретает теоретическую базу своей будущей практической деятельности.
Содержанием процесса обучения является научный опыт, накопленный предыдущими генерациями, обработанный в соответствии с конкретным социумом, типом учебного заведения и возрастными особенностями школьников.
Учебная деятельность преследует три вида целей:
• ближайшие, или поурочные, – связанные с изучением определенной формулы или закономерности;
• промежуточные, или модульные, – отражающие результаты по усвоению целого тематического пласта знаний;
• перспективные, или личностные, — направленные на развитие способностей: математических, литературных, лингвистических и прочих.
Отличительные черты психологии обучения
Учебная деятельность связана с такими формами активности, как игра и труд. Игра – это также способ познания и преобразования мира. Однако, в отличие от этого свободного творческого процесса, обучение реализуется строго по программе. Если игровая деятельность является основной до 7 лет, то обучение остается приоритетным до 18 лет.
Общими чертами учебной и трудовой активности являются их целенаправленность, планомерность и результативность. Однако плодами учебы становятся теоретические познания, а итогом трудовой деятельности – практическое изменение внешнего мира.
Управляемое педагогом обучение может дополняться и облегчаться самообучением. Непринужденность этого процесса делает его эмоционально привлекательным. Однако хаотичный характер самообучения не позволяет считать его определяющим в интеллектуальном развитии индивида.
Структурные элементы психологии обучения
Локомотивом учебной активности является мотивация – потребности личности, побуждающие ее усваивать новые знания. Исследователем А. К. Марковой выявлены следующие виды мотивов обучения:
• познавательные – отражающие потребность учащегося стать образованным человеком;
• широко познавательные – выявляющие интерес субъекта обучения к невероятным фактам;
• учебно-познавательные — нацеленные на усвоение приемов самостоятельного поиска информации;
• мотивы самообразования – направленные на реализацию программы саморазвития личности;
• социальные – продиктованные стремлением выполнить долг перед обществом;
• позиционные – обусловленные желанием занять определенную нишу в своей социальной группе.
На процесс обучения могут оказывать влияние сразу несколько мотивов. Их количество и качество определяются возрастной категорией учащихся, а также их социальным окружением.
Наименьшей единицей процесса обучения является задание. Оно состоит из двух частей: данных, указанных в условии, и искомого неизвестного. Его требуется найти с помощью оперативных действий: практических или мыслительных. Первые используются при выполнении, например, лабораторных работ. Вторые совершаются в уме. Они могут быть:
• перцептивными – выделение особых признаков предмета;
• мнемическими – запоминание обнаруженных признаков;
• имажетивными – сравнение наблюдаемого предмета с остальными, подведение его под понятие.
Один из определяющих факторов учебной деятельности — психологический микроклимат. Под этим понятием подразумевается ключевое настроение в группе учащихся. Неблагоприятную атмосферу создают индивиды, отличающиеся стремлением к доминированию, неуступчивостью, замкнутостью, категоричностью. Во многом «погода» в классе зависит и от личности учителя, его профессионального мастерства.
Способы педагогического воздействия на учащихся разделяют на две группы:
• конъюнктивные: поощрение, одобрение, благодарность, награда – все то, что вызывает у ученика позитивный настрой, прилив энтузиазма, желание поддержать учителя, спокойно воспринять его замечания;
• дизъюнктивные: резкие порицания, ирония, санкции, наказания – инструменты, как правило, отдаляющие ученика и учителя и портящие микроклимат в классе.
В заключение стоить отметить: не из всякого учебного заведения можно выйти высокообразованным человеком. Но сформированные в процессе обучения навыки дисциплинированной личности позволят в будущем образовывать себя самостоятельно.