Психология внимания – одно из важнейших звеньев в цепи сознания. Наряду с другими видами психической активности – восприятием, мышлением, запоминанием, воображением, – внимание помогает нам познавать мир и самого себя.
Его объектами могут быть предметы и явления, действия и отношения, мысли и чувства. Внимание – фактор успеха во многих сферах жизни. Обладающий им человек хорошо учится, плодотворно работает, считается хорошим собеседником, чутким другом, тактичным партнером.
Физиологический механизм психологии внимания
По словам И.П.Павлова, биологической основой внимания homo являются исследовательские и ориентировочные рефлексы. В познавательной активности они помогают человеку ответить на вопрос: «Что это?».
Данные рефлексы работают ежеминутно под действием изменяющихся или вновь возникающих раздражителей. Наше внимание тотчас реагирует на каждый подобный сигнал, пытаясь собрать о нем максимум информации.
Особенности психологии внимания:
1. Избирательность
В поле нашего зрения и слуха попадают только те вещи, которые имеют в данный момент существенное значение. При этом игнорируется масса ненужной информации, поступающей как из внешнего, так и из нашего внутреннего мира. Такая избирательность психологии внимания способствует качеству выполняемой нами работы.
2. Устойчивость
Человек способен часами удерживать свое внимание на одном уровне. Неустойчивым оно может быть у людей, страдающих психическими расстройствами, перевозбужденных, переутомленных или физически ослабленных. Но даже в этих случаях индивид может сохранять внимание продолжительное время, если стимулом к занятию является неослабевающий интерес.
3. Концентрация
Человек способен ограничивать свое внимание, сосредоточивая его на чем-то одном. В это время остальные предметы для него могут просто не существовать. Хотя не исключен и параллельный контроль над происходящим вокруг.
4. Переключаемость
Перевод внимания с одного предмета или вида деятельности на другой – важное условие расслабления и восстановления организма. Он может быть быстрым или медленным, произвольным или непреднамеренным.
5. Распределение
Человек способен в большей или меньшей мере рассредоточивать свое внимание сразу между несколькими предметами или делами. Особо преуспел в этом деле Юлий Цезарь: он мог одновременно наблюдать за боем гладиаторов, писать деловое письмо и разговаривать с приближенными.
6. Объем
Это характеристика, определяемая числом предметов, на которые может быть одновременно направлено внимание человека. В норме взрослый индивид способен замечать 5 — 7 объектов вместе.
Психология внимания и воля
Наше внимание может возникать помимо нашей воли. Часто подобным образом нас привлекают объекты, отличающиеся ярким цветом, неожиданным вкусом, вызывающие удивление, восхищение или интерес. Такое внимание называется непроизвольным. Вызвать его могут и внутренние ощущения. Так, вид аппетитного блюда, аромат только что приготовленной еды или звон тарелок будут невольно замечены голодным человеком.
Однако нередко нам необходимо волевым усилием перевести свое внимание от интересного, но пустого развлечения на более важные дела. Тут уже речь идет о преднамеренном внимании. Для его осуществления нужны два условия: четко осознаваемая цель и волевой импульс. И то, и другое должны быть выражены в словесной форме
Психология внимания: этапы развития
1. От первых дней жизни до года
Непосредственное внимание грудничка – результат врожденных рефлексов. Они стимулируются разнообразными впечатлениями, а также словами и жестами взрослых. К концу года малыш уже не только реагирует на новые предметы, но и способен сам отыскивать их.
2. От 2 до 3 лет
Слово, взгляд, указательный жест родителя все еще «дирижируют» вниманием малыша. Но к третьему году он начинает и сам овладевать методами управления окружающими, привлекая их внимание к себе.
3. От 4 до 6 лет
Ребенок уже руководствуется многосложными инструкциями родителей, направляя свое внимание. Им уже усваиваются новые средства его управления: рисунки, знаки. О начале развития произвольной формы внимания свидетельствует эгоцентрическая речь малыша. Она помогает ему достигать самоуправления в игре. Кроме звуковых самоинструкций, появляется еще один стимул – внутренняя речь.
4. От 7 до 17 лет
Школьные годы – сенситивный период для совершенствования саморегуляции внимания на основе развития внутренней речи и появления более сложных внешних стимулов.
По мнению С. Рубинштейна, развитие психологии внимания в эту пору ведет к усилиям сознания, концентрации воли, контролю над своими действиями.
Благодаря этому, к концу периода ученичества поведение человека становится более организованным, дисциплинированным и осторожным. Острее становится его зрительное и слуховое восприятие действительности.
Психология внимания и коррекционные упражнения
К наиболее распространенным дефектам внимания относятся следующие:
1. Гипопрозексия — ослабление внимания, склонность к отвлечению. Крайняя ее форма – апрозексия – характеризуется полной невозможностью сосредоточиться.
2. Гиперпрозексия — усиление внимания, причем нередко в одном направлении. К примеру, навязчивые мысли ипохондрика постоянно вращаются вокруг его здоровья и болезненных ощущений.
3. Парапрозексия — концентрация внимания на патологических проявлениях: галлюцинациях, бреде. Причиной этих извращенных реакций зачастую является чрезмерная напряженность внимания. Достигнув предела, оно становится невыносимым бременем для нервной системы. Подобные парадоксы характерны для психологии внимания не только больных людей. Их может испытывать на старте бегун, который от волнения не слышит звука сигнального выстрела.
Подобные нарушения обнаруживаются, как правило, в школьном возрасте и требуют исправления. Психологи составляют для детей 7-10 лет специальные корректурные упражнения, скажем, найти в печатном тексте и вычеркнуть указанные буквы.
В их проведении очень важна регулярность. Заниматься нужно ежедневно минут по пять в течение 3-4 месяцев. По мере усиления концентрации внимания у детей инструкции к заданию усложняются. Если к концу курса заметных улучшений не наблюдается, следует прервать упражнения и воспользоваться помощью профильного специалиста.
Подобные тесты и упражнения существуют и для взрослых. Особенно они актуальны для представителей профессий, в которых невнимательность может стоить жизни. Эта проблема номер один для саперов, автомобилистов, летчиков, врачей, актеров, профессиональных спортсменов.
Одно из тренировочных заданий для взрослых называется «Секундная стрелка». Его рекомендуют выполнять космонавтам перед полетом. По признанию одного из них, оно гораздо труднее испытания барокамерой. Условия, на первый взгляд, просты: нужно в течение 5 минут следить за секундной стрелкой, сосредоточив на ней все мысли. Но выполнить его на «пятерку» удается далеко не сразу и не каждому.
Любой трудовой процесс, всякая учебная деятельность невозможны без произвольного внимания. Иногда оно трансформируется в свою постпроизвольную форму. Это происходит в том случае, если труд становится удовольствием, вызывает повышенный интерес.
Тогда уже волевое усилие ни к чему – человек и без него с головой уходит в работу. В такие минуты он ничего вокруг не замечает, кроме поглотившей его целиком деятельности. Такое внимание дорогого стоит для реализации любого жизненного проекта, в том числе и главного из них – саморазвития.