Школьная дезадаптация – распространенное в наши дни явление. Немалое количество детей школьного возраста не в состоянии приспособиться к условиям учебного процесса. Это оказывает деструктивное влияние на их успеваемость, а также на взаимоотношения со сверстниками и преподавателями. Такая дезадаптация наиболее часто наблюдается у учащихся младшего школьного возраста, однако старшеклассники тоже от нее не застрахованы.
Причины школьной дезадаптации учащихся
По подсчетам специалистов, возникновение признаков данного психологического расстройства наблюдается у 15-20 % школьников. Это может быть связано как с медицинскими факторами, так и с особенностями психологического развития ребенка.
Несмотря на постулирование принципа индивидуального подхода к каждому ученику, учителям, как правило, некогда вникать в причины школьной дезадаптации учащихся. На таких детей ими обычно навешиваются ярлыки из психопатологического лексикона: «истерик», «шизоид», «псих». За подобными псевдонаучными «вывесками» скрывается профессиональная некомпетентность.
Что же является основными причинами школьной дезадаптации учащихся? Специалисты выделяют здесь следующие ключевые факторы:
- недостаточная подготовка ребенка к условиям школьного процесса: нехватка базовых знаний и навыков либо несовершенное развитие психомоторики;
- дефицит самоконтроля поведения ученика, которому не удается усидеть целый урок на одном месте, не нарушая дисциплины;
- неспособность совладать с темпом программы обучения;
- проблемы, возникающие при контактах с учителями и одноклассниками;
- критически низкое развитие познавательных возможностей.
Среди причин дезадаптации школьника психологи особое место отводят атмосфере, в которой воспитывается ребенок. Некоторые родители настолько строго и эмоционально выговаривают чаду за допущенные им ошибки в учебе, что этим невольно задевают его психическое равновесие.
Это зачастую приводит к тому, что школьник может поверить в свою «бездарность». Дальнейшим следствием педагогических промахов родителей становится отвращение ребенка ко всему, что так или иначе связано с учебным процессом.
Виды школьной дезадаптации
Природа этого психологического явления не однообразна и может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Наиболее частыми являются следующие виды школьной дезадаптации учащихся:
- Социальная. Характеризуется категорическим отрицанием моральных установок общества, антисоциальным поведением школьника, полной деструкцией системы его внутренней регуляции.
- Психосоциальная. Обусловливается психологическими и половозрастными особенностями развития школьника. Степень выраженности является лакмусовой бумажкой на предмет отсутствия индивидуального подхода к каждому ученику.
- Патогенная. Вызывается нарушениями в функционировании головного мозга, нервными расстройствами, а также разнообразными фобиями ребенка.
- Интеллектуальная. Проявляется в основном у учащихся старших классов и напрямую связана с теми «пробелами» в знаниях, которые не были «закрыты» в процессе обучения раннее.
- Эмоциональная. Главный признак этого вида дезадаптации учащихся — повышенный уровень тревожности, переживаний за успеваемость. Все это обычно сопряжено с высокой мотивацией и низкой самооценкой.
Родителям и учителям следует помнить, что все эти разновидности дезадаптации могут переплетаться и создавать сложный комплекс психологических отклонений. Принимать меры для его устранения необходимо безотлагательно. Как и в случае с медицинскими проблемами, здесь так же верен извечный принцип – «лучше предотвратить, чем лечить».
Профилактика школьной дезадаптации
Готовность ребенка к новому, непривычному для него режиму жизни – вот что должно стать первым шагом на пути к профилактике школьной дезадаптации. Но одной готовности к психологическим вызовам мало. Нужно, чтобы ребенок обладал достаточными умственными и физическими навыками. Важную роль при этом играет высокий уровень самоконтроля и самоорганизации, без которых немыслим нормальный процесс обучения.
На начальном периоде адаптации ребенка к условиям школьного процесса многое зависит от позиции родителей. Понимание ими эмоциональных и психологических трудностей, подстерегающих малыша на каждом шагу, поможет ему ощутить поддержку близких людей.
В зависимости от каждой отдельной ситуации, профилактика школьной дезаптации может включать в себя:
- образование классов или групп компенсирующего обучения;
- проведение психологических консультаций квалифицированным специалистом;
- применение технологии психокоррекции, различных мотивирующих тренингов с участием детей и их родителей;
- внедрение в педпрактику коррекционно-развивающей модели обучения.
Одной из разновидностей предупреждения школьной дезадаптации является социальная профилактика. Она представляет собой ряд воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение девиантного поведения школьников в правовой, экологической и общественной сферах.
При коррекции школьной дезадаптации следует исходить из самого важного правила – каждый ученик уникален и требует к себе подхода, соответствующего его индивидуальным особенностям. От степени понимания этого принципа родителями и учителями зависит психологическое равновесие ребенка, его успешная самореализация.