Вопрос «С чего начать интеллектуальное развитие ребенка 3 лет?» волнует многих родителей. «После трех уже поздно», — отвечает им автор новаторской методики раннего развития Масару Ибука. Именно так мудрый японец, известный как соучредитель Sony Corporation, назвал свою ключевую книгу.
В бестселлере речь идет о том, как важно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка до 3 лет. По мнению Масару Ибука, уже в первые месяцы жизни младенец обладает невероятной способностью к обучению.
Этапы интеллектуального развития ребенка до 3 лет
С рождения до полугода
В первые месяцы жизни для малыша все предметы и явления уникальны. Он еще ничего не запоминает, ничего не анализирует. Его чистое сознание воспринимает внешний мир «здесь» и «сейчас».
Между тем, процесс познания идет уже полным ходом: органы чувств, как губки, впитывает в себя массу информации, а мозг непрерывно перерабатывает ее. Не пройдет и 6 месяцев, как дитя начнет узнавать маму и папу, тянуть ручки к знакомым игрушкам и ощупывать их.
Полугодовалый «умка» обладает уже не только памятью, но и зачатками наглядно-действенного мышления. Он уже способен овладеть лежащей в ногах погремушкой, сообразив, что для этого надо подтянуть пеленку, перебирая ее пальчиками.
Отсутствие речи ребенок прекрасно компенсирует другими средствами общения: жестами, мимикой, плачем. При этом дитя постоянно совершенствует освоенные им коммуникативные навыки. По интонированию его плача мама безошибочно «прочтет» посылаемое ей сообщение: «проголодался» / «хочу пить» / «больно» / «устал» / «соскучился». Подобные контакты – фундамент эмоционального и интеллектуального развития ребенка до 1 года.
С полугода до 12 месяцев
Манипуляции с игрушками и эмоционально-насыщенное общение со взрослыми приводят к развитию у ребенка логического мышления. Он усваивает, что одно действие является следствием другого. Его опыт подсказывает: чтобы услышать, как стукнется о пол мячик, надо его бросить.
В это же время «агуша» делает для себя еще одно важное открытие: начинает воспринимать слова как смысловые ярлыки предметного мира. Данное достижение является отправной точкой в развитии его речи.
И пусть карапуз пока считает птичкой все, что летает: и воробья, и стрекозу, и бабочку. Зато способен уже выделять главные характеристики предметов, отвлекаясь от второстепенных. А это проявление ростков абстрактного мышления, благодаря чему к 12 месяцам в лексиконе малыша набирается до 15 слов.
С 1 года до 2 лет
В данный период ребенок уже улавливает связи не только между манипуляциями, но и между событиями. Малыш осознает их в ретроспективе – помнит, что недавно покушал, – и знает, что в ближайшей перспективе отправится на прогулку.
Именно в это время дети проявляют свои природные наклонности, отдавая предпочтение конкретному виду деятельности. Одни замирают, слушая музыку; другие с удовольствием собирают пирамидки; третьи рвутся к рисованию; четвертые готовы слушать с утра до ночи сказки.
Ребенку становится доступно различение предметов по множественным признакам: цвету, запаху, размеру, форме. К логике добавляется воображение: малыш начинает мысленно моделировать новые ситуации. Пробуждается интерес к ролевым играм: девочки кормят и лечат кукол, а мальчики поглощены отправлением в дальний путь своих машинок.
Существенный сдвиг наблюдается и в речевом развитии. Называние отдельных предметов, признаков и действий дополняется комплексным описанием ситуаций. Ребенок пытается строить целые предложения.
С 2 до 3 лет
В это время разрозненные пазлы картины мира складываются в голове у малыша в одно целое. Он лепечет без умолку, называя и характеризуя все вокруг, приглашая к диалогу окружающих.
В ненасытной любознательности выдает себя, прежде всего, интеллектуальное развитие детей 2-3 лет. Они становятся неугомонными «почемучками», требующих ясных и исчерпывающих ответов.
Самое время читать им «умные» книжки, ходить в зоопарки, посещать музеи. Необходимо занять ребенка обучающими играми, предоставляющими массу полезной информации.
Следует побуждать ребенка выражать свое мнение по поводу пережитого. Тренировки в рассуждении послужат дальнейшему формированию логики и обогатят речь. Стоит уделить внимание и развитию памяти малыша, прося его передавать свои воспоминания или повторять стихи.
Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет также проявляется в формировании наглядно-образного мышления. Малыши воспроизводят предметы, их признаки и действия на уровне представлений. Они рисуют, лепят, сочиняют по воображению.
К 3 годам формируется и индивидуальное самосознание: малыш начинает воспринимать себя как отдельную личность со свойственными только ей качествами.
Советы Масару Ибука родителям детей до 3 лет:
- любите ребенка таким, каков он есть: чувство безопасности ускорит развитие мышления;
- не определяйте за малыша, что для него просто, а что сложно: пусть он сам решит, мультик или органная музыка – подходящая пища для его ума;
- поощряйте и правшу, и левшу орудовать обеими руками: это способствует полноценному формированию нейронных связей в обоих полушариях головного мозга;
- не навязывайте ребенку стереотипы, пусть его воображение само подскажет цвет и форму изображаемых им предметов;
- не сужайте круг общения дитя: многочисленные контакты расширят кругозор малыша и обогатят его практический опыт.
Недопустимо считать новорожденного «несмышленышем» и ограничивать его пространством колыбельки. Чем больше новых впечатлений об окружающем мире впитает в себя ребенок в младенчестве, тем более развитым в интеллектуальном плане он вырастет.