Речь и культура общения – важнейшие маркеры внутреннего мира homo sapiens. Человек есть то, что и он говорит и как он это делает. Можно поменять место жительства, имидж, даже лицо. Но вот модель общения изменить «по щелчку» крайне сложно. Как правило, она формируется с младенчества и закрепляется на всю жизнь.

Между тем, именно эта константа человеческой личности играет решающую роль в нашей судьбе. Она определяет успешность индивидуального и карьерного роста, крепость дружеских и семейных уз. Наличие навыков качественного общения не всякий заметит, зато отсутствие их увидит каждый.

Речь и культура общения как зеркало души

Опытный знаток людской породы многое узнает о человеке, пообщавшись с ним хотя бы раз. Наблюдая за вербальной деятельностью индивида, можно определить его интеллектуальный статус, уровень амбиций, степень развития эмпатии, моральный кодекс. Наметанный глаз и чуткое ухо помогут практически безошибочно «раскусить» собеседника:

  • пользуется заезженными стереотипами, настороженно относится к каждой оригинальной идее – человек с шаблонным мышлением;
  • приправляет матерным словечком каждую реплику, способен запросто обругать любого – субъект, не обремененный интеллектом и деликатными манерами;
  • говорит без умолку, сыплет афоризмами, фонтанирует эпитетами и метафорами – человек эрудированный, не лишенный креативности, но любящий покрасоваться;
  • подтрунивает над недостатками знакомых, легко выдает их секреты, сплетничает – скользкий тип, недостойный доверия;
  • прекрасно владеет речью, но говорит с ухмылкой, смотрит поверх головы собеседника, игнорирует или парирует его реплики – сноб, не считающийся ни с кем, кроме себя;
  • выглядит ферзем, «якает», обрывает партнера на полуслове, навязывает свою точку зрения, поучает, стремится завладеть разговором, как своей собственностью, – самовлюбленный фанфарон;
  • предпочитает отмалчиваться или поддакивает, подобострастно заглядывает в глаза говорящему, изредка что-то невнятно мямлит в ответ – закомплексованный индивид, не смеющий иметь собственного мнения;
  • говорит сбивчиво, кипятится, размахивает руками, перебивает – эмоционально не сдержанная особа.

Еще древние говорили: любая беседа – это испытание. Овладение культурным багажом, состоящим из хорошего тона, языковых норм, ораторских приемов и уважения к людям, помогает пройти с честью этот экзамен.

Культура речевого общения и ее составляющие

Когда мы вступаем в речевую деятельность, то подвергаем проверке свои коммуникативные умения:

  • слушать – вникать в смысл слов собеседника, понимать его мотивацию, чувствовать его настроение;
  • говорить – высказываться внятно, связно, грамотно, не спешить с критикой, контролировать эмоции, пользоваться инструментами невербального общения;
  • дискутировать – отстаивать свое мнение, находить весомые аргументы в его пользу, опровергать точку зрения оппонента, не задевая при этом его достоинства;
  • предотвращать конфликты – находить компромиссы, поступаться личными интересами ради согласия с собеседником и продолжения контакта;
  • выступать перед публикой – завладевать вниманием большой, зачастую разнородной, аудиторией, отвечать на неожиданные вопросы, увлекать своими идеями.

Исходя из этого, можно выделить 3 «кита», на которых держится культура речевого общения индивида:

1. Уважительное отношение к людям, выражающееся в вежливом, предупредительном речевом поведении.

2. Владение хорошей речью – понятной, убедительной, грамотной, рассудительной, в меру эмоциональной.

3. Эффективное взаимодействие с окружающими, позволяющее находить с ними контакт и добиваться консенсуса в любых обстоятельствах.

Формирование культуры общения

Грамотное речевое поведение – одна из целей семейного воспитания. От того, как разговаривают родители друг с другом и с ребенком, насколько корректны их замечания, в какой мере объективны их оценки, в какой степени адекватна их реакция на просьбы или капризы чада – во многом зависит качество речевой деятельности юного воспитанника.

Сегодня этой проблеме немало внимания уделяется и в средней школе. Культура общения введена в программу школьного курса. Ей уделяется внимание на уроках родного и иностранного языков, этики, специальных факультативах. Если же вы пропустили эти занятия или не достаточно серьезно к ним отнеслись, воспользуйтесь следующими рекомендациями специалистов:

  •  еще до вступления в диалог определитесь с целью своего высказывания;
  • говорите как можно проще, кратче, понятней, и только о том, что вы хорошо знаете;
  • избегайте банальностей и повторов;
  • старайтесь выражать свои чувства, адекватно интонируйте высказывания, но умейте умерить пыл, когда этого требует ситуация;
  • избегайте нравоучений и менторского тона;
  • пытайтесь разнообразить свою речь, расширяйте словарный запас, чтобы найти общий язык с разными людьми;
  • игнорируйте грубость, не опускайтесь до моветона, откажитесь от нецензурных выражений;
  • владейте собой, своими эмоциями, чтобы они не доминировали над рассудком;
  • будьте избирательны при выборе среды общения, помните: с кем поведешься – от того и наберешься;
  • пополняйте копилку образцов продуктивного общения: наблюдайте за манерами талантливых лекторов, уважаемых педагогов, достойных политиков, корректных журналистов, положительных героев фильмов, но при этом сохраняйте свою индивидуальность.

Формирование культуры общения откроет для вас двери в приличное общество. В противном случае, попав в компанию интеллигентных людей, вы будете чувствовать себя как дикарь из племени кумба-юмба.

Только постоянная и настойчивая работа над собой позволит компенсировать пробелы в речевом воспитании, поднять свою культуру общения на должную высоту и тем самым повысить свою адаптивность.

Культура общения и этикет

Возможно, для кого-то слово «этикет» звучит сегодня старомодно и отдает декоративностью. Тем не менее, под ним подразумевается свод правил, который является негласным must have в любой более или менее цивилизованной среде.

Речевой этикет включает в себя три основные составляющие:

1. Начало контакта: знакомство или приветствие. Как правило, инициаторами «речевого старта» являются младшие по возрасту и джентльмены, когда попадают в дамское общество. Знакомство без рекомендации считается дурным тоном. Если же вас некому представить, то на помощь придут такие фразы, как «будем знакомы», «разрешите/позвольте представиться», «можно с Вами познакомиться».

2. Основной разговор: обмен мнениями, впечатлениями, поздравлениями, приглашениями, советами, просьбами, извинениями. Поздравить и пригласить делового партнера желательно на публике. Рекомендации и замечания лучше делать в рабочей обстановке или тет-а-тет. Просьбы выглядят более достойно, если они облачены в утвердительную форму.

3. Завершение контакта: прощание с собеседником, пожелание ему успехов и здоровья.

Важнейшая особенность речевого этикета – строгая градация понятий «старший», «равный», «младший». Учет гендерного признака также играет в речевом этикете значительную роль.

Коммуникативные нормы – это первое, с чем нужно ознакомиться, направляясь в чужую страну. Менталитет диктует каждому народу свою культуру речи и этикет. Так, китайцы, здороваясь, интересуются, сыт ли визави. У монголов форма приветствия зависит от времени года. Польские мужчины привыкли целовать руку даме при знакомстве, а австрийцы в подобной ситуации машинально произносят фразу «Целую Вашу руку».

Однако, куда бы вы ни приехали, культура общения любой страны потребует от вас толерантности и доброжелательности, а если вы мужчина – еще и галантности. Эти качества позволят всего за четверть часа превратить незнакомца в своего союзника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *