Речь и культура общения – важнейшие маркеры внутреннего мира homo sapiens. Человек есть то, что и он говорит и как он это делает. Можно поменять место жительства, имидж, даже лицо. Но вот модель общения изменить «по щелчку» крайне сложно. Как правило, она формируется с младенчества и закрепляется на всю жизнь.
Между тем, именно эта константа человеческой личности играет решающую роль в нашей судьбе. Она определяет успешность индивидуального и карьерного роста, крепость дружеских и семейных уз. Наличие навыков качественного общения не всякий заметит, зато отсутствие их увидит каждый.
Речь и культура общения как зеркало души
Опытный знаток людской породы многое узнает о человеке, пообщавшись с ним хотя бы раз. Наблюдая за вербальной деятельностью индивида, можно определить его интеллектуальный статус, уровень амбиций, степень развития эмпатии, моральный кодекс. Наметанный глаз и чуткое ухо помогут практически безошибочно «раскусить» собеседника:
- пользуется заезженными стереотипами, настороженно относится к каждой оригинальной идее – человек с шаблонным мышлением;
- приправляет матерным словечком каждую реплику, способен запросто обругать любого – субъект, не обремененный интеллектом и деликатными манерами;
- говорит без умолку, сыплет афоризмами, фонтанирует эпитетами и метафорами – человек эрудированный, не лишенный креативности, но любящий покрасоваться;
- подтрунивает над недостатками знакомых, легко выдает их секреты, сплетничает – скользкий тип, недостойный доверия;
- прекрасно владеет речью, но говорит с ухмылкой, смотрит поверх головы собеседника, игнорирует или парирует его реплики – сноб, не считающийся ни с кем, кроме себя;
- выглядит ферзем, «якает», обрывает партнера на полуслове, навязывает свою точку зрения, поучает, стремится завладеть разговором, как своей собственностью, – самовлюбленный фанфарон;
- предпочитает отмалчиваться или поддакивает, подобострастно заглядывает в глаза говорящему, изредка что-то невнятно мямлит в ответ – закомплексованный индивид, не смеющий иметь собственного мнения;
- говорит сбивчиво, кипятится, размахивает руками, перебивает – эмоционально не сдержанная особа.
Еще древние говорили: любая беседа – это испытание. Овладение культурным багажом, состоящим из хорошего тона, языковых норм, ораторских приемов и уважения к людям, помогает пройти с честью этот экзамен.
Культура речевого общения и ее составляющие
Когда мы вступаем в речевую деятельность, то подвергаем проверке свои коммуникативные умения:
- слушать – вникать в смысл слов собеседника, понимать его мотивацию, чувствовать его настроение;
- говорить – высказываться внятно, связно, грамотно, не спешить с критикой, контролировать эмоции, пользоваться инструментами невербального общения;
- дискутировать – отстаивать свое мнение, находить весомые аргументы в его пользу, опровергать точку зрения оппонента, не задевая при этом его достоинства;
- предотвращать конфликты – находить компромиссы, поступаться личными интересами ради согласия с собеседником и продолжения контакта;
- выступать перед публикой – завладевать вниманием большой, зачастую разнородной, аудиторией, отвечать на неожиданные вопросы, увлекать своими идеями.
Исходя из этого, можно выделить 3 «кита», на которых держится культура речевого общения индивида:
1. Уважительное отношение к людям, выражающееся в вежливом, предупредительном речевом поведении.
2. Владение хорошей речью – понятной, убедительной, грамотной, рассудительной, в меру эмоциональной.
3. Эффективное взаимодействие с окружающими, позволяющее находить с ними контакт и добиваться консенсуса в любых обстоятельствах.
Формирование культуры общения
Грамотное речевое поведение – одна из целей семейного воспитания. От того, как разговаривают родители друг с другом и с ребенком, насколько корректны их замечания, в какой мере объективны их оценки, в какой степени адекватна их реакция на просьбы или капризы чада – во многом зависит качество речевой деятельности юного воспитанника.
Сегодня этой проблеме немало внимания уделяется и в средней школе. Культура общения введена в программу школьного курса. Ей уделяется внимание на уроках родного и иностранного языков, этики, специальных факультативах. Если же вы пропустили эти занятия или не достаточно серьезно к ним отнеслись, воспользуйтесь следующими рекомендациями специалистов:
- еще до вступления в диалог определитесь с целью своего высказывания;
- говорите как можно проще, кратче, понятней, и только о том, что вы хорошо знаете;
- избегайте банальностей и повторов;
- старайтесь выражать свои чувства, адекватно интонируйте высказывания, но умейте умерить пыл, когда этого требует ситуация;
- избегайте нравоучений и менторского тона;
- пытайтесь разнообразить свою речь, расширяйте словарный запас, чтобы найти общий язык с разными людьми;
- игнорируйте грубость, не опускайтесь до моветона, откажитесь от нецензурных выражений;
- владейте собой, своими эмоциями, чтобы они не доминировали над рассудком;
- будьте избирательны при выборе среды общения, помните: с кем поведешься – от того и наберешься;
- пополняйте копилку образцов продуктивного общения: наблюдайте за манерами талантливых лекторов, уважаемых педагогов, достойных политиков, корректных журналистов, положительных героев фильмов, но при этом сохраняйте свою индивидуальность.
Формирование культуры общения откроет для вас двери в приличное общество. В противном случае, попав в компанию интеллигентных людей, вы будете чувствовать себя как дикарь из племени кумба-юмба.
Только постоянная и настойчивая работа над собой позволит компенсировать пробелы в речевом воспитании, поднять свою культуру общения на должную высоту и тем самым повысить свою адаптивность.
Культура общения и этикет
Возможно, для кого-то слово «этикет» звучит сегодня старомодно и отдает декоративностью. Тем не менее, под ним подразумевается свод правил, который является негласным must have в любой более или менее цивилизованной среде.
Речевой этикет включает в себя три основные составляющие:
1. Начало контакта: знакомство или приветствие. Как правило, инициаторами «речевого старта» являются младшие по возрасту и джентльмены, когда попадают в дамское общество. Знакомство без рекомендации считается дурным тоном. Если же вас некому представить, то на помощь придут такие фразы, как «будем знакомы», «разрешите/позвольте представиться», «можно с Вами познакомиться».
2. Основной разговор: обмен мнениями, впечатлениями, поздравлениями, приглашениями, советами, просьбами, извинениями. Поздравить и пригласить делового партнера желательно на публике. Рекомендации и замечания лучше делать в рабочей обстановке или тет-а-тет. Просьбы выглядят более достойно, если они облачены в утвердительную форму.
3. Завершение контакта: прощание с собеседником, пожелание ему успехов и здоровья.
Важнейшая особенность речевого этикета – строгая градация понятий «старший», «равный», «младший». Учет гендерного признака также играет в речевом этикете значительную роль.
Коммуникативные нормы – это первое, с чем нужно ознакомиться, направляясь в чужую страну. Менталитет диктует каждому народу свою культуру речи и этикет. Так, китайцы, здороваясь, интересуются, сыт ли визави. У монголов форма приветствия зависит от времени года. Польские мужчины привыкли целовать руку даме при знакомстве, а австрийцы в подобной ситуации машинально произносят фразу «Целую Вашу руку».
Однако, куда бы вы ни приехали, культура общения любой страны потребует от вас толерантности и доброжелательности, а если вы мужчина – еще и галантности. Эти качества позволят всего за четверть часа превратить незнакомца в своего союзника.