Обычно под наглостью мы подразумеваем смесь дерзости и бесстыдства. При этом мы разграничиваем наглость, близкую к хамству, бесцеремонности, и наглость, которая сродни уверенности в себе.
Последняя, как правило, не вызывает у нас негативного отношения. Мы даже превозносим ее над робостью, боязливостью, нерешительностью. Хотя вряд ли уместно говорить о наглости в тех случаях, когда налицо факт победы над своими страхами в результате осознания их бессмысленности и беспочвенности.
Однако, часто за наглостью может скрываться психологическая неуверенность. Сегодняшняя действительность являет нам сколько угодно подобных примеров. Что это? Последствия борьбы за выживание в кризисное время? Влияние социальных сетей на психику? Или проявление двойственности человеческой натуры? Давайте разбираться.
Внешние причины наглости
Представьте себе, что давно знающий вас работник читального зала несколько раз давал вам редкие книги на дом. Но однажды другой библиотекарь в этом же читальном зале не захотел поверить вам на слово. А вам позарез нужен учебник, которого нет на абонементе. Вы пускаете в ход все свое обаяние, умоляете работника всего на одну ночь дать ценное пособие.
Однако, тот упорно отказывается, ссылаясь на правила, которые касаются всех читателей. Непреклонного библиотекаря совершенно не волнует, что завтра без этого учебника вы завалите экзамен. «Вот до чего доходят человеческий эгоизм и жадность!», — думаете вы в сердцах, досадуя на «наглого» работника-буквоеда.
А почему он собственно «наглый»? Давайте все разложим по полочкам. Что заставляет сотрудника библиотеки быть столь безапелляционным? Вполне возможно, что над ним стоит начальник-цербер, не прощающий малейшего отступления от циркуляра. А может быть, библиотекарь боится не самого начальника, а прилюдной выволочки, которую тот любит устраивать своим подчиненным. Можно понять и такую ситуацию: материально ответственным работником движет страх перед восполнением десятикратной суммы учебника, если вы его не вернете.
В любом из перечисленных случаев логика его поведения становится объяснима. Он чего-то боится – и это понять можно. Страх – это страдание, известное каждому.
Психологическая неуверенность как внутренняя причина наглости
Труднее уяснить механизм наглости. Для этого ее нужно «анатомировать». Наглец – тщательно замаскированный скромняга. Психологическая неуверенность – его ахиллесова пята. Чтобы скрыть этот «изъян», человек демонстрирует наглость. Он не умеет, не знает, как полюбить себя со всеми потрохами. Потому и ищет поддержки у окружающих, которые должны подтвердить его собственную важность.
Именно психологическая неуверенность заставляет его надменно говорить с себе подобными, унижать их, бравируя своей отвязанностью. Так, в конфронтации с другими, он пытается самоутвердиться. Не имея представления о том, как познать себя, он делает все, чтобы доказать себе собственную значимость.
Наглость как провокатор конфликтов
Психологическая неуверенность, драпируясь в одежды наглости, встречается на каждом шагу: в автомобильных пробках, на контрольных пунктах, в очередях. Столкновение в жизни двух наглецов – это почти всегда неразрешенный конфликт.
Между тем, встреча наглеца с мудрецом, как правило, увенчается гибкостью и уступчивостью последнего. Его опытность, способность понять себя дает ему уверенность в своих силах: во внешних доказательствах он не нуждается. Так ведет себя сильная личность, и внутренний стержень ей в этом опора: он позволяет отстаивать свои убеждения, вступая в схватку с равными себе.
Слабаки же утверждаются за счет тех, кто слабее их. Они не способны проанализировать последствия своей напускной наглости, нередко оправдывая ее как борьбу со злом. На самом деле они не понимают, что не все средства хороши для этой борьбы, да и самих себя, своей собственной натуры они не понимают.
Как быть с собственной наглостью?
Как наглость, так и психологическая неуверенность, – это ментальные вампиры, высасывающие у человека уйму энергии. Поэтому стоит отказаться от этих «спутников» жизни. Они не дадут принять взвешенное решение. Их советы – медвежья услуга. Но как же прийти к желанному согласию с собой?
Подумайте, почему нас так выводит из себя наглость других людей? Не потому ли, что мы это качество часто запрещаем себе. Другими словами, осуждаемая нами наглость ближнего – это житель и нашей души, которого мы грубо загнали в подсознание. А он снова и снова рвется наружу в форме разгневанного раздражителя.
Поэтому важно не запрещать своей наглости иногда небольшими дозами выходить наружу. Тогда и чужая не будет раздражать и вызывать озлобленности. Не сложно ведь простить наглеца, понимая, что им руководит страх эго. А эго – динамическая структура. Она стремится к постоянному видоизменению. И всякий раз ей нужны новые подпорки, новые внешние доказательства своей значимости.
И все же относительное равновесие возможно. Для избавления от тех или иных страхов можно прибегнуть к анализу конкретной ситуации, следуя логической цепочке: понять – простить – принять. Полное же освобождение от страха даст лишь просветление, то есть полное познание себя, своего высшего, истинного, «Я».