Психология горя – это одно из самых непостижимых проявлений души человеческой. Казалось бы, сокрушительная беда опустошает нашу жизнь, лишает ее самого смысла. Но проходит время – и новые ростки радости пробиваются из страдания.
Так мы переносим травмирующие душу ситуации: уход из жизни близкого человека, смерть домашнего питомца, расставание с любимым, аборт, ссору с другом. Все краски мира блекнут в такие мгновения. Возникает ощущение чудовищной несправедливости: невысказанности чувств, нереализованности планов, неисполнимости желаний
Трудно поверить, что можно прийти в себя после такого ошеломительного срыва в бездну. Как тут не вспомнить мифологического Феникса, сжигающего себя дотла и снова возрождающегося к жизни? Как не восхититься силой духа горюющего человека, его способностью переплавить свое отчаяние в желание жить дальше?
Психология горя с точки зрения З.Фрейда
Механизм переживания утраты впервые описал З.Фрейд. Австрийский психоаналитик объяснил «работу горя» как преодоление зависимости от ушедшего из жизни, но по-прежнему дорогого человека. Объект любви долго еще психически продолжает существовать для того, кто переживает его потерю.
Лишь освободившись от былой привязанности, страдающему удается направить эмоциональную энергию на другие объекты. Так – через «принятие утраты», «ощущение боли» и «забвение» – заново происходит приспособление к реальности и возвращение душевного равновесия.
Феномен памяти в психологии горя
Теории «забвения» Фрейда противостоит теория «памятования». Ее приверженцы считают, что «работа горя» заключается отнюдь не в отрыве психической энергии от ушедшего из жизни объекта. Напротив, в процессе переживаний образ утраченного человека закрепляется в памяти страдающего.
Это свойство горя – помнить об усопшем – отличает человека от его четвероногих братьев. Хоронить, то есть хранить в сердце образ ушедшего, свойственно только человеку. А значит, горе homo направлено не на забвение объекта любви и не на отделение от него, а на сотворение памяти о нем.
Психологии горя: фазы страдания
1. Душевная анестезия
Новость о смерти оглушает, как электрошок. Человек словно впадает в оцепенение. Оно может длиться от нескольких мгновений до двух-трех недель. Узнав о невосполнимой утрате, человек становится безразличным ко всему: еде, сну, сексу. Все вокруг кажется нереальным, происходящим не здесь и не с ним. Работа памяти часто отключается. Впоследствии в ней обнаружится много провалов.
Со стороны это притупленное состояние может показаться равнодушием. Пелену скованности способна прорвать разве что неожиданная злость, непонятная для самого скорбящего.
Подобные странности можно объяснить разрывом времени для страждущего. Его жизнь разделилась на «до», где он субъективно продолжает оставаться, и «после» — реальность, которую не воспринимает его сознание. Поэтому злость вызывает все, что отвлекает его от иллюзий, возвращающих ему любимого.
В такие минуты он не воспримет слов утешения. Больший эффект возымеет тактильный контакт, например, поглаживание по голове. Это может вызвать у него слезы, которые помогут выйти из шока. Оставлять одного человека в это время крайне нежелательно.
2. Период поиска
Постепенно на смену оцепенению приходит стремление вернуть ушедшего, нежелание смириться с постоянством утраты. Все во внешнем мире – голоса, звуки, образы – воскрешает мысли о нем. Человек говорит об умершем в настоящем времени, он все время ждет чуда – встречи с любимым. Объективно потеряв его, он все еще субъективно с ним неразлучен.
Слезы могут разрядить эмоции, поэтому человеку полезно будет выплакаться. Но постоянно смотреть на него жалостливыми глазами не стоит. Для него это может оказаться невыносимым испытанием. Главное – дать ему понять, что он нужен и любим.
3. Острая фаза в психологии горя
Время самых тяжелых страданий, острейшей боли душевной может длиться от двух до трех месяцев. Осознание реальности случившейся трагедии рождает целую гамму ощущений: отчаяние, чувство заброшенности и пустоты, вину, злость, беспомощность. Воспоминания об умершем – все самое светлое, доброе, благородное в нем – постоянно преследуют скорбящего.
А вот с окружающими отношения расстраиваются. Пропадает доверительность, наблюдается нервозность, возникает стремление к уединению. Человек не может сосредоточиться на чем-нибудь, настроить себя на выполнение обычных дел. Все валится у него из рук. Иногда неосознанно хочется подражать умершему: его манере говорить, жестикулировать, ходить.
Прошлое пытается полностью поглотить человека. Ему нужно найти в себе силы, чтобы удержаться на берегу настоящего. На пике боли горюющему предстоит нелегкое испытание – уйти от умершего, оттолкнуть его от себя. И процесс этого отдаления вызывает еще большую боль и чувство вины.
Этот распад прежней привязанности становится рождением новой связи с умершим. С этого момента он отпускается в прошлое. Раздвоенное прежде бытие соединяется, связь времен восстанавливается. Боль отступает. В горниле пережитых страданий рождается новый человек – тот, кто победил свою боль. Она станет для него важнейшим условием саморазвития.
4. Реабилитационный период в психологии горя
На этом этапе жизнь постепенно нормализуется. Человек возвращается к оставленным делам, начинает есть и спать. Утрата перестает быть для него кровоточащей занозой в сердце. Горе все реже напоминает о себе. Его приступы могут быть еще достаточно болезненными, но они уже не в силах выбить из колеи возобновившейся жизни.
На восстановление горюющему требуется примерно один год. Ровно столько в большинстве культур носят траур по усопшему. За это время утрата, войдя в жизнь, переплетается с новыми ее задачами и трудностями. Человек решает их с оглядкой на умершего, желая во всех делах добиться его одобрения.
Со временем отступают чувства вины, обиды, одиночества. Из воспоминаний рождаются дорогие сердцу предания об ушедшем, которые так же, как могила и памятник на ней, становятся семейными реликвиями.
5. Психология горя на стадии его завершения
Через год после утраты образ умершего должен занять определенное место в жизни горюющего. Для кого-то он будет символом благородства, у кого-то начнет ассоциироваться с великодушием, кому-то станет являться как воплощение душевной чистоты. Так он навек закрепится в ценностном, вневременном ракурсе бытия.
Пережить горе — не значит забыть его. Это означает научиться жить полноценно после утраты.