В основе психологии конфликта – разногласия и столкновения, постоянно возникающие в отношениях между людьми и в душе отдельного человека. Явлению, обозначаемому латинским словом confluctus, столько же лет, сколько и нашей цивилизации. Веками ученые мужи бились над проблемой бесконфликтного общества.
В конце XX века появилась даже специальная дисциплина – конфликтология. Отпочковавшись от социальной психологии, она призвана была найти панацею от раздоров. Однако по сей день, как и во времена Каина и Авеля, «стычки» и «выясняловки» не ушли из нашей жизни.
Психология конфликта: «ссоры замиряй»
Традиционно вражду считают абсолютным злом – подрывающим здоровье, разрушающим мир и покой в семье, испепеляющим отношения, вредящим делу. Это мнение отражено во многих пословицах и наставлениях.
Все они хулят ссору, даже если она «добрая» и хвалят мир, даже если он «худой». Подобные нравоучения известны еще с античных времен. К примеру, Клеобул советовал замирять ссоры и силой ничего не делать. Публий считал разгоревшийся конфликт «наихудшим аргументом»
Другие древние философы, понимая неизбежность споров между людьми, учили как владеть собой в острых ситуациях. Хилон советовал обуздывать гнев, а Периандр призвал браниться так, чтобы остаться друзьями.
Психология конфликта: «война общепринята»
Второе поколение античных мыслителей провело ревизию взглядов своих предшественников на природу противоречий. Первым высказал новое суждение о конфликте Гераклит. Он утверждал, что антагонизм – это норма, присущая не только человеческому бытию, но и всему космосу. Вражда, по мнению философа, это родитель нового в мире, поэтому война не просто «общепринята» – это «обычный порядок вещей»
В дальнейшем размышления по поводу вреда и пользы конфликта выскажут такие философы Декарт и Бэкон, Кант и Локк, Маркс и Гегель, Бердяев и Соловьев. Не раз поднимется этот вопрос и в художественной литературе. Интересные мысли о скрытых войнах в душе человека выразил Лев Толстой в романе «Война и мир». Писатель считал, что борьба внутренних противоречивых, или, как сейчас говорят, амбивалентность личности – признак «диалектики души», в то время как спокойствие – «душевная подлость».
Психология конфликтов разного вида
По содержанию столкновений различают два их варианта:
• эмоциональные – возникающие на почве личной неприязни и часто переносящими агрессию с причины ссоры на личность оппонента;
• рациональные – сопутствующие деловому взаимодействию и связанные с распределением ресурсов либо вопросами менеджмента.
По восприятию противоборствующими сторонами конфликты бывают:
• истинными – объективно существующими, осознаваемыми всеми участниками и редко завершающимися «победой дружбы»;
• случайными – вызываемыми некими обстоятельствами и всегда оставляющими возможность для примирительного маневра;
• подменными – являющимися безопасным прикрытием деликатных спорных вопросов либо слишком острых проблем;
• латентными – скрытыми или подавленными, зачастую не осознаваемыми, а значит, не способными привести к прогрессу;
• фальшивыми – не имеющими объективного основания, отличающимися ложными представлениями участников о предмете спора.
По производимому эффекту конфликты делятся на:
• деструктивные – не имеющие удовлетворительного исхода ни для одного участника и разваливающими общее дело;
• конструктивные – приводящие к удовлетворению всех сторон и идущие на пользу их отношениям.
По характеру противодействующих сторон конфликты классифицируют как:
• межгрупповые – инициируемые различными подразделениями одной структуры;
• межличностные – развивающиеся внутри одной структуры как по вертикали, так и по горизонтали иерархии;
• личностно-групповые – возникающие на основе неприятия коллективной позиции отдельной личностью;
• внутриличностные – порождаемые разногласием ценностных установок во внутреннем мире одного человека.
Проблема «яблока раздора» в психологии конфликтов
Говоря о причинах конфронтации, можно выделить 5 основных факторов конфликтогенеза в отдельной организации:
1. Столкновение новаторства с ретроградством, борьба со стереотипами и непродуктивными традициями.
2. Игнорирование индивидуальных интересов во благо трудовым как следствие неграмотного менеджмента, нерациональной организации и оплаты труда, психологической несовместимости членов команды.
3. Эгоистические мотивы – карьеризм, корысть – подавляющие интерес об общем благе.
4. Отсутствие культуры коммуникации: дефицит информации либо подача ее в искаженном виде.
5. Психологический диссонанс, возникающий при формальном объединении людей с разными потребностями и способами их достижения.
Как избежать острых углов в психологии конфликта?
Каждый из нас знает по опыту: войти в конфликт гораздо легче, чем из него выйти. Поэтому разумней предупредить спорную ситуацию, могущую иметь деструктивные последствия. Важно вовремя создать объективные условия, исключающие возникновение предконфликтных ситуаций
5 основных способов предупреждения конфликтов:
1. Четкое разъяснение всеми лицами своих позиций, требований, претензий.
2. Согласование целей и путей их достижения, формирование обоюдоприемлемых ценностей.
3. Сообщение оппоненту о своих планах, готовящихся изменениях в стиле поведения.
4. Отказ от решений, содержащих «конфликтогенный заряд».
5. Моральное или материальное поощрение оппонента с целью предупреждения его потребностей и блокировки претензий.
5 основных стратегий в психологии конфликта
1. Непримиримая борьба. Одна из сторон принуждает принять свою позицию, не считаясь с мнением оппонентов. Подобная категоричность, вредящая отношениям, может быть оправдана только в случае форс-мажора.
2. Уклонение от конфликта. Данная линия поведения уместна, когда предмет спора пустяковый или в данный момент невозможно найти эффективного решения.
3. Приспособление. Одна из сторон подлаживается под другую, добровольно отказываясь от своих интересов. Так целесообразно вести себя лишь тогда, когда важно сохранить взаимоотношения с ним.
4. Компромисс. Обе конфликтующие стороны достигают согласия по принципиальным вопросам и соглашаются на взаимные уступки по менее значимым проблемам. Склонность к компромиссным решениям особо ценится в менеджменте, однако половинчатость таких шагов всегда несет в себе риск новых недоразумений.
5. Сотрудничество. Каждый участник конфликта принимает мнение своего оппонента во избежание дальнейших разногласий. Это стратегия мудрых людей, руководствующихся девизом: «Мы не друг против друга, мы против проблемы».
В завершение разговора о конфликтах отметим: важно не только предупреждать и разрешать спорные ситуации, но и использовать их как источник самообучения и самовоспитания.