psihologia_konfliktaВ основе психологии конфликта – разногласия и столкновения, постоянно возникающие в отношениях между людьми и в душе отдельного человека. Явлению, обозначаемому латинским словом confluctus, столько же лет, сколько и нашей цивилизации. Веками ученые мужи бились над проблемой бесконфликтного общества.

В конце XX века появилась даже специальная дисциплина – конфликтология. Отпочковавшись от социальной психологии, она призвана была найти панацею от раздоров. Однако по сей день, как и во времена Каина и Авеля, «стычки» и «выясняловки» не ушли из нашей жизни.

Психология конфликта: «ссоры замиряй»

Традиционно вражду считают абсолютным злом – подрывающим здоровье, разрушающим мир и покой в семье, испепеляющим отношения, вредящим делу. Это мнение отражено во многих пословицах и наставлениях.

Все они хулят ссору, даже если она «добрая» и хвалят мир, даже если он «худой». Подобные нравоучения известны еще с античных времен. К примеру, Клеобул советовал замирять ссоры и силой ничего не делать. Публий считал разгоревшийся конфликт «наихудшим аргументом»

Другие древние философы, понимая неизбежность споров между людьми, учили как владеть собой в острых ситуациях. Хилон советовал обуздывать гнев, а Периандр призвал браниться так, чтобы остаться друзьями.

Психология конфликта: «война общепринята»

Второе поколение античных мыслителей провело ревизию взглядов своих предшественников на природу противоречий. Первым высказал новое суждение о конфликте Гераклит. Он утверждал, что антагонизм – это норма, присущая не только человеческому бытию, но и всему космосу. Вражда, по мнению философа, это родитель нового в мире, поэтому война не просто «общепринята» – это «обычный порядок вещей»

В дальнейшем размышления по поводу вреда и пользы конфликта выскажут такие философы Декарт и Бэкон, Кант и Локк, Маркс и Гегель, Бердяев и Соловьев. Не раз поднимется этот вопрос и в художественной литературе. Интересные мысли о скрытых войнах в душе человека выразил Лев Толстой в романе «Война и мир». Писатель считал, что борьба внутренних противоречивых, или, как сейчас говорят, амбивалентность личности – признак «диалектики души», в то время как спокойствие – «душевная подлость».

Психология конфликтов разного вида

По содержанию столкновений различают два их варианта:

• эмоциональные – возникающие на почве личной неприязни и часто переносящими агрессию с причины ссоры на личность оппонента;

• рациональные – сопутствующие деловому взаимодействию и связанные с распределением ресурсов либо вопросами менеджмента.

По восприятию противоборствующими сторонами конфликты бывают:

• истинными – объективно существующими, осознаваемыми всеми участниками и редко завершающимися «победой дружбы»;

• случайными – вызываемыми некими обстоятельствами и всегда оставляющими возможность для примирительного маневра;

• подменными – являющимися безопасным прикрытием деликатных спорных вопросов либо слишком острых проблем;

• латентными – скрытыми или подавленными, зачастую не осознаваемыми, а значит, не способными привести к прогрессу;

• фальшивыми – не имеющими объективного основания, отличающимися ложными представлениями участников о предмете спора.

По производимому эффекту конфликты делятся на:

• деструктивные – не имеющие удовлетворительного исхода ни для одного участника и разваливающими общее дело;

• конструктивные – приводящие к удовлетворению всех сторон и идущие на пользу их отношениям.

По характеру противодействующих сторон конфликты классифицируют как:

• межгрупповые – инициируемые различными подразделениями одной структуры;

• межличностные – развивающиеся внутри одной структуры как по вертикали, так и по горизонтали иерархии;

• личностно-групповые – возникающие на основе неприятия коллективной позиции отдельной личностью;

• внутриличностные – порождаемые разногласием ценностных установок во внутреннем мире одного человека.

Проблема «яблока раздора» в психологии конфликтов

Говоря о причинах конфронтации, можно выделить 5 основных факторов конфликтогенеза в отдельной организации:

1. Столкновение новаторства с ретроградством, борьба со стереотипами и непродуктивными традициями.

2. Игнорирование индивидуальных интересов во благо трудовым как следствие неграмотного менеджмента, нерациональной организации и оплаты труда, психологической несовместимости членов команды.

3. Эгоистические мотивы – карьеризм, корысть – подавляющие интерес об общем благе.

4. Отсутствие культуры коммуникации: дефицит информации либо подача ее в искаженном виде.

5. Психологический диссонанс, возникающий при формальном объединении людей с разными потребностями и способами их достижения.

Как избежать острых углов в психологии конфликта?

Каждый из нас знает по опыту: войти в конфликт гораздо легче, чем из него выйти. Поэтому разумней предупредить спорную ситуацию, могущую иметь деструктивные последствия. Важно вовремя создать объективные условия, исключающие возникновение предконфликтных ситуаций

5 основных способов предупреждения конфликтов:

1. Четкое разъяснение всеми лицами своих позиций, требований, претензий.

2. Согласование целей и путей их достижения, формирование обоюдоприемлемых ценностей.

3. Сообщение оппоненту о своих планах, готовящихся изменениях в стиле поведения.

4. Отказ от решений, содержащих «конфликтогенный заряд».

5. Моральное или материальное поощрение оппонента с целью предупреждения его потребностей и блокировки претензий.

5 основных стратегий в психологии конфликта

1. Непримиримая борьба. Одна из сторон принуждает принять свою позицию, не считаясь с мнением оппонентов. Подобная категоричность, вредящая отношениям, может быть оправдана только в случае форс-мажора.

2. Уклонение от конфликта. Данная линия поведения уместна, когда предмет спора пустяковый или в данный момент невозможно найти эффективного решения.

3. Приспособление. Одна из сторон подлаживается под другую, добровольно отказываясь от своих интересов. Так целесообразно вести себя лишь тогда, когда важно сохранить взаимоотношения с ним.

4. Компромисс. Обе конфликтующие стороны достигают согласия по принципиальным вопросам и соглашаются на взаимные уступки по менее значимым проблемам. Склонность к компромиссным решениям особо ценится в менеджменте, однако половинчатость таких шагов всегда несет в себе риск новых недоразумений.

5. Сотрудничество. Каждый участник конфликта принимает мнение своего оппонента во избежание дальнейших разногласий. Это стратегия мудрых людей, руководствующихся девизом: «Мы не друг против друга, мы против проблемы».

В завершение разговора о конфликтах отметим: важно не только предупреждать и разрешать спорные ситуации, но и использовать их как источник самообучения и самовоспитания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *