Общение ребенка со взрослыми – первоочередное условие его полноценного развития. Гармоничное взаимодействие с малышом необходимо ему, как пища или медицинский уход. Специалисты считают его ускорителем психического роста, прививкой от детских фобий и комплексов.

Непослушные дети – «трудные», «проблемные», «забитые» – прямое следствие нарушенных контактов в семье. Не каждый родитель знает, что стиль общения с детьми во многом определяет их будущее.

Ребенок, лишенный внимания близких людей, — это кандидат в неудачники. Скорей всего, он будет зависим от водки или дурной компании. Очень вероятно, что его вообще ничего в жизни не будет интересовать.

Проблема детской невостребованности привлекает внимание психологов всего мира. В некоторых странах даже появились специальные курсы для родителей, объявивших «холодную войну» своим чадам.

Общение ребенка со взрослыми

Ученые советуют добиваться взаимопонимания с малышом, когда он находится еще в утробе матери. Уже в этот период ребенок все слышит и учится реагировать на знакомые голоса родителей.

Для новорожденного мамин голос – самый сладкий звук, а папины руки – самая надежная защита. Лишите его всего этого – и он будет расти как трава, пробивающаяся сквозь асфальт. Какое уж тут развитие – хватило бы сил выжить!

Родители первыми открывают ребенку секреты огромного мира, в который они его привели. С их помощью малыш познакомится с богатством эмоций и выразительностью речи. Благодаря им, он постигнет особенности социальных норм, узнает, что принято среди людей считать хорошим и плохим. Поведение мамы и папы будет служить ему наглядным примером.

Общение с детьми дошкольного возраста

Малышу, собирающемуся в школу, важно овладеть азами взаимодействия с одноклассниками. Благоприятный эмоциональный климат в семье – лучшая подоплека для этого. Доверие к малышу, признание его прав формирует в нем доброжелательность и открытость. Именно эти качества делают эффективным общение детей со сверстниками.

Родители дошкольника должны быть готовыми не только ответить на тысячу «почему». Помимо любознательности, просыпающейся к четырем годам, их малыш будет проявлять настойчивое стремление к личностному общению. Ему постоянно будет нужна поддержка взрослого, его сочувствие, одобрение.

Общение с детьми дошкольного возраста должно выработать у них уверенность в себе. Пропитанное любовью и уважением, оно все же должно быть достаточно строгим, не допускающим нарушения четко установленных правил.

Но к приказному тону следует обращаться нечасто, а крика в доме и вовсе желательно избегать. Любой ребенок – а ведь это формирующаяся личность – воспримет в штыки чрезмерную категоричность. Он может принять приказной тон за унижение. В ответ последует упрямое сопротивление.

Родителям нужно следить, чтобы в запрещающие фразы, адресованные ребенку, не прорывались грубость и раздражение. Иначе он будет не только дерзить взрослым, но и станет относиться к себе без уважения. Низкая самооценка неизменно повлечет за собой подавленность и апатию. Это пагубно отразится и на самочувствии ребенка, и на его успехах в школе, и на отношениях с одноклассниками.

Общение родителей с детьми

Психологи предупреждают о вредности обидных прозвищ, которыми родители часто награждают своих чад. «Задавака Маша» и «Забияка Миша» не исправятся. Напротив, они будут делать все назло, руководствуясь детской логикой: «Раз вы не верите в меня – стану для вас настоящей еще большей забиякой!»

Не воспринимают малые дети и нудных нотаций. Они их просто не слышат. На нравоучения, как и на постоянные окрики, у детей формируется психологическая глухота. Эффективней заменить долгие и скучные «лекции» личным примером.

Общение родителей с детьми должно быть теплым, но деликатным. Если ребенка трудно вызвать на откровенность, лучше отложить разговор на более благоприятный момент. Родительская наблюдательность и чуткость подскажут, что творится на душе у чада.

Стиль общения с детьми

Чтобы ребенок всегда доверял взрослым, они должны правильно выбрать манеру общения с ним. Психологи выделяют 5 основных коммуникативных стилей в семьях с разными поколениями:

1. Попустительский. Это когда «отцы» позволяют «детям» вести себя, как заблагорассудится; такая вседозволенность ничего не может породить в несмышленыше, кроме эгоизма, конфликтности и безответственности.

2. Отчужденный. Возведение непробиваемой стены между ребенком и взрослыми, полное отсутствие интереса к малышу, его нуждам.

3. Диктаторский. Утверждение родительского авторитета путем грубого насилия над ребенком, бескомпромиссное подавление всякой инициативы, исходящей от младшего члена семьи.

4. Покровительственный. Стиль общения, предполагающий излишнюю опеку над малышом, сдерживающую его самостоятельность и мешающую его развитию.

5. Уважительный. Проявление истинной заботы о ребенке через поощрение его индивидуальности, учет его потребностей и интересов, предоставление свободы осознанного выбора.

Последний стиль взаимодействия поможет избежать как непомерной враждебности по отношению к ребенку, так и излишнего либерализма.

Общение воспитателя с детьми

Профессиональный наставник подрастающего поколения должен владеть следующими компетенциями:

  • направлять все усилия на сплочение детского коллектива;
  • формировать в каждом ребенке адекватную самооценку;
  • создавать здоровый микроклимат, способствующий полноценному развитию детей;
  • учитывать диалектику возрастных потребностей и возможностей подопечных;
  • использовать прямые и косвенные методы воздействия на воспитанников, отвечающие их возрасту, полу, интересам, уровню индивидуального развития;
  • сочетать строгость с непредвзятостью при порицании или одобрении ребенка;
  • уметь доступно изъясняться в непринужденном общении с маленькими собеседниками;
  • избегать скучных нотаций, владеть чувством юмора, умело использовать его в разговоре на серьезные темы.

Наиболее эффективной формой общения воспитателя с детьми является игровая. Как показали результаты многих исследований, именно познавательные и развивающие игры способствуют самореализации ребенка.

Общение детей со сверстниками

В любом дворе или классе ребенка ждет сложный сценарий межличностных контактов. Ему нужно научиться успешно выходить из конфликтов, не ввязываться в драки, игнорировать ревность, прощать завистников и не копить в себе обиды.

Первый опыт отношений станет краеугольным камнем дальнейшего межличностного общения. Поэтому важно, чтобы он не был негативным. Родители должны помочь ребенку наладить связи с друзьями на основе взаимопонимания и поддержки.

Следует также оказывать содействие юному контактеру в преодолении внутренних изъянов, мешающих ему плодотворно общаться. Иначе, отвергнутый детским коллективом, он будет обречен на одиночество и деструктивные переживания.

В случае тупиковых ситуаций, рекомендуется обратиться за профессиональной психологической помощью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *