Природа нашего сознания – краеугольный камень психологии йоги. В центре этого воззрения – духовная сущность homo, его «Я», неразрывно связанное с его телом и психикой. Последняя обозначается термином «читта» и объединяет в себе три системы: манас, ахамкару и буддхи.
Манас в психологии йоги
Функции этой структуры читты – прием информации и ее переработка. Манас – это не что иное как наш ум, отвечающий за внимание, запоминание, воображение, создание идей и их обобщение. Все перечисленные мыслительные операции сопровождаются выделением энергии, которая помогает реализовать наши инстинктивные потребности в сексе, пище, безопасности.
При неосуществлении того или иного желания манас продуцирует – как во сне, так и наяву – иллюзии его воплощения. Реальная картина мира этому первичному мышлению неведома. Не в состоянии он и провести грань между «Я» и «не-Я».
Ахамкара в психолоии йоги
Ахамкара, или самосознание, — это часть читты, наделенная способностью отличить действительное от его антипода – иллюзорного. Ахамкара анализирует наши чувства, понятия, намерения и отбраковывает те из них, которые не имеют отношения к реальности, как опасные для «Я». Так она экономит запасы психической энергии, не допуская ее растраты на пустое.
Борьбу с вредными устремлениями, приводящими к напряжению, самосознание ведет через манас. Так запускается процесс вторичного – продуктивного – мышления, формируются волевые качества, тренируется память.
Буддхи в психологии йоги
Третья составляющая читты самая важная. Это сверхсознание, выполняющее роль природного детектора лжи. Оно позволяет судить об относительных и абсолютных истинах, выявляет диалектику событий, помогает уяснить взаимосвязь происходящих во Вселенной процессов.
Оно дает осознание необходимости следовать законам реальности, помогающим избежать несчастий, достичь умиротворенности и радости. С помощью буддхи человек постигает кармические принципы природы и понимает важность подчинения духовно-нравственным постулатам.
Психология йоги о причинах наших страданий
Читта – это уникальный инструмент человеческого мировосприятия. Связываясь посредством манаса с внешними объектами, она стремится перенять их формы. Отражаясь, как в зеркале, в читте, «Я» часто ошибочно полагает, что все эти метаморфозы касаются его, и мнит себя существом, проходящим жизненный путь от рождения до смерти.
Результатом отождествления «Я» с читтой является целый ряд заблуждений:
• абхинивеша – любовь к жизни и боязнь смерти;
• двеша – ненависть к болезненным ощущениям;
• рага – тяга к чувственным радостям;
• асмита – полное слияние «Я» с читтой;
• авидья – ложные знания, ведущие к смешению преходящих и вечных ценностей, побуждающие принимать «не-Я» за «Я», иллюзии за суть вещей.
Задача «Я» — отражаясь в читте, научиться не приравнивать себя к объектам этого мира. Иначе невозможно избавиться от доставляемых ими страданий или наслаждений.
Путь к свободе лежит через сдерживание эмпирического сознания, то есть умственной, телесной и чувственной активности. Как только читте удастся достигнуть этого, «Я» обретет свой истинный статус – бессмертие, независимость, неизменную безусловность.
Сама же читта может подвергаться многочисленным видоизменениям. Вот основные ее модификации:
1. Прамана – реальное знание, возникающее на основе адекватного восприятия и анализа действительности.
2. Випарьяя – искаженное восприятие реальности, а также сопутствующие ему ложные концепции и сомнения.
3. Викальпа – познание слов как физической оболочки идей.
4. Нидра – пребывание во сне с характерным для него состоянием инерции и покоя.
5. Смрити – память о пережитом опыте и точное воспроизведение минувших событий.
Данные психические вариации определяются термином «читта-вритти» и передают основные функции нашего ума. Именно он, а не «Я» пребывает во сне или бодрствует, сомневается или постигает истину, анализирует или синтезирует, преследуется воспоминаниями или фобиями.
«Я» — это чистое сознание. Оно свободно от желаний тела и потребностей ума, особенностей интеллекта и причуд индивидуальности, боли или экстаза. Это бессмертный дух, находящийся вне физических мытарств.
Психология йоги направляет на путь самосовершенствования тех, кто готов идти за голосом своего «Я», отличая его от остального мира и достигая тем самым полного освобождения.
Практика очищения читты
Нашим мирозданием управляют три основные силы:
• саттва – излучение света, мира, гармонии, радости;
• раджас – начало всякой деятельности, перемен, в том числе и ведущих к страданиям;
• тамас – сила инерции, отказа от познания, способная порождать различные страсти.
Наиболее естественным для человека, а потому единственно верным считается саттвическое состояние, ибо оно отражает саму природу разума. Именно к этому источнику должна быть направлена читта. Чтобы достичь мира и гармонии, ей нужно пройти пять этапов:
• кшипта – устремленность раджаса к чувственным удовольствиям материальному благополучию;
• мудха – доминирование тамаса, проявляющее себя в апатичности, подавлении энтузиазма;
• викшипта – состояние шаткости и неуверенности из-за физиологических изъянов и жизненных невзгод;
• экарга – преобладание саттвы, выражающееся в поглощенности внимания интересующими объектами, развитии проницательности;
• нируддха – полное очищение читты, когда радости материального мира уступают место мощному осознанию истины.
Практика постижения своего «Я» предусматривает прохождение восьми стадий. Две начальные – яма и нияма – требуют развития духовно-нравственных ценностей, препятствующих нечестивым намерениям и действиям. Третья стадия – асана – гармонизирует химико-биологические и психические процессы. Четвертая – пранаяма – путем регуляции дыхания ведет к уравновешенности ума. Пятая – пратьяхара – дает контроль над чувственной сферой. Завершающие три стадии – это уже работа с самим сознанием.
Переход в состояние очищенной читты через пресечение воздействия на нее первичного мышления, возвышение «Я» над процессами рождения и смерти, роста и старения, сна и активности и есть цель психологии йоги. Она указывает путь избавления от земных невзгод и достижения желанной невозмутимости, радости, гармонии.