Психология цвета всегда была предметом внимания ученых мужей, людей искусства, духовных лиц. Да и каждый из нас не прочь проникнуть в тайны цветовой палитры, чтобы понять, как она воздействует на нас.
Черное и белое в психологии цвета
Опытный психотерапевт во время консультации обязательно заметит, во что одет пациент. Цвет одежды – один из наиболее четких сигналов, лежащих в основе невербального общения. Он способен как передать настроение человека, так и поведать о его характере.
Скажем, молодая девушка пришла на прием во всем черном. Траурный цвет одежды любому бросится в глаза, а уж специалисту тем более. В ходе беседы он обязательно проверит несколько своих предположений. Возможно, мрачный вид – результат сложившегося стереотипа: «черный делает стройнее». Хотя дело может быть и не в иррациональной установке, а в сниженном настроении из-за боли душевной.
А вот следующая пациентка, наоборот, с ног до головы обрядилась в белое. Тут у психолога тоже возникнет сразу несколько версий. Либо она болезненно брезглива, либо аккуратна до щепетильности, либо отъявленная перфекционистка. Есть и специальные методики, позволяющие по цветовым предпочтениям распознать, что творится на душе у человека.
Основные тесты в психологии цвета
Тест Макса Люшера
Эта методика швейцарского ученого позволяет по выбранным цветам определить индивидуальные особенности испытуемого: его эмоциональный настрой и мотивационную направленность.
Человеку предлагают указать самые приятные для него цвета и те, что вызывают отторжение. По убеждению автора теста, результаты должны быть достаточно прогнозируемы:
• синий цвет выберет меланхолик, ищущий во всем успокоения и гармонии;
• желтый предпочтет сангвиник, стремящийся к свободе и доверительным отношениям;
• на зеленом остановится флегматик, жаждущий подтверждения собственной значимости;
• выбор холерика, рвущегося к новым достижениям, падет на красный цвет.
Однако человек может принадлежать и к разным цветотипам. Наиболее же гармоничными считаются те личности, которые приемлют все вышеперечисленные цвета. Им свойственны и самоуважение, и уверенность в себе, и уравновешенность, и свобода самовыражения.
Психодиагностика Воробьева и Налимова
Этот уникальный тест дает просто ошеломительные результаты. Он позволяет «вычислить» возраст испытуемого, его профессиональные наклонности, хобби, политическую ориентацию, семейный статус, а также отношение к различным философским концепциям.
Все эти данные получают посредством нехитрого, казалось бы, задания: всего-то и нужно, что разложить – в порядке предпочтения – репродукции 19 самых популярных полотен абстракционистов.
Настройка приемника изображения
Данному испытанию каждый может подвергнуть себя сам в домашних условиях. Надо вручную выбрать наиболее приемлемый цветовой режим для монитора компьютера или экрана телевизора.
Результаты будут следующими:
• светло-зеленые тона предпочтет человек недостаточно смелый и не очень волевой;
• доминирование красного разоблачит личность агрессивную, но доверчивую;
• преобладание желтого будет характерно для уравновешенного жизнелюба;
• голубую настройку выберет человек романтичный, но не горящий энтузиазмом.
Тест по окраске автомобиля
Американский специалист в области психологии цвета Бертольд Шварц разработал метод, позволяющий охарактеризовать автовладельца по цвету его «железного коня». К тесту прилагаются следующие выводы:
• на желтом или красном авто колесят дружелюбные оптимисты;
• зеленые легковушки возят реалистов и натуралистов;
• синюю машину предпочтет человек уравновешенный;
• черное авто – выбор бизнесменов и суперменов;
• белый цвет выберет водитель-консерватор;
• за баранкой серебристого автомобиля окажется честолюбец;
• коричневое транспортное средство достается, как правило, отцу многочисленного семейства.
Экспресс-тестирование по трем цветам
Этот самый быстрый тест предлагает испытуемому назвать, не задумываясь, три цвета. Первый передаст ситуативное состояние в момент проверки. Второй определит основную направленность характера. Третий станет «лакмусовой бумажкой» для определения отношений человека с другими людьми.
Психология цвета в акварели
При трактовке рисунков внимание специалиста привлекут:
• детали, выведенные серой, темно-коричневой или черной краской, – эти минорные цвета сигнализируют о душевном дискомфорте, беспокойстве и тревоге;
• предметы, получившие не свойственную им окраску, например, черный снег или красные слезы;
• элементы, выполненные в условных для психологии цветах, передающих традиционные ассоциации: мечтательный розовый, философский фиолетовый, чистый белый;
• образы, запечатленные в мажорной оранжево-желто-зеленой гамме: она свидетельствует о выражении положительного отношения к нарисованной ситуации.
Психология цвета и декор
Известно, что лучший способ избавиться от депрессии – пополнить гардероб и интерьер вещами «своего» цвета. Поле деятельности здесь беспредельно, ведь всевозможных тонов и полутонов – около 300 000! Только у серого, если верить авторам нашумевшего блокбастера, 50 оттенков: от почти белого до почти черного.
При выборе цвета аксессуаров, одежды или мебели не помешает прислушаться и к мнению дизайнеров. Они, как никто, могут угодить нашему вкусу. Итак, вот что думают профессиональные декораторы о роли цвета в нашей жизни:
1. Желтый — цвет солнца и хлеба. Враг негативных эмоций, друг аппетита, фантазии, перемен.
2. Бежевый – олицетворение стабильного покоя. Позволяет настроиться на здравомыслие.
3. Зеленый – умиротворяющий цвет. Располагает к релаксации и непринужденному общению.
4. Синий – духовный цвет, настраивающий на созерцание и размышление. Очень любим мечтателями и альтруистами.
5. Фиолетовый – цвет художников, музыкантов, философов. Дает ощущение гармонии, располагает к творчеству.
6. Белый – излучатель света, свободы и чистоты. Белоснежные скатерть, шторы, халат – всегда придадут сил и бодрости.
7. Серый – спокойный и мягкий, как дружеские объятия. Его выбирают чаще всего реалисты, лишенные всяческих иллюзий.
8. Черный – благородный цвет, олицетворяющий опыт, горе или протест. Может придавать загадочности и пикантности.
Таким образом, практическая цветопсихология помогает решить многие задачи современного человека, связанные с комфортом, саморазвитием, безопасностью.