psihologia_tvetaПсихология цвета всегда была предметом внимания ученых мужей, людей искусства, духовных лиц. Да и каждый из нас не прочь проникнуть в тайны цветовой палитры, чтобы понять, как она воздействует на нас.

Черное и белое в психологии цвета

Опытный психотерапевт во время консультации обязательно заметит, во что одет пациент. Цвет одежды – один из наиболее четких сигналов, лежащих в основе невербального общения. Он способен как передать настроение человека, так и поведать о его характере.

Скажем, молодая девушка пришла на прием во всем черном. Траурный цвет одежды любому бросится в глаза, а уж специалисту тем более. В ходе беседы он обязательно проверит несколько своих предположений. Возможно, мрачный вид – результат сложившегося стереотипа: «черный делает стройнее». Хотя дело может быть и не в иррациональной установке, а в сниженном настроении из-за боли душевной.

А вот следующая пациентка, наоборот, с ног до головы обрядилась в белое. Тут у психолога тоже возникнет сразу несколько версий. Либо она болезненно брезглива, либо аккуратна до щепетильности, либо отъявленная перфекционистка. Есть и специальные методики, позволяющие по цветовым предпочтениям распознать, что творится на душе у человека.

Основные тесты в психологии цвета

Тест Макса Люшера

Эта методика швейцарского ученого позволяет по выбранным цветам определить индивидуальные особенности испытуемого: его эмоциональный настрой и мотивационную направленность.

Человеку предлагают указать самые приятные для него цвета и те, что вызывают отторжение. По убеждению автора теста, результаты должны быть достаточно прогнозируемы:

• синий цвет выберет меланхолик, ищущий во всем успокоения и гармонии;

• желтый предпочтет сангвиник, стремящийся к свободе и доверительным отношениям;

• на зеленом остановится флегматик, жаждущий подтверждения собственной значимости;

• выбор холерика, рвущегося к новым достижениям, падет на красный цвет.

Однако человек может принадлежать и к разным цветотипам. Наиболее же гармоничными считаются те личности, которые приемлют все вышеперечисленные цвета. Им свойственны и самоуважение, и уверенность в себе, и уравновешенность, и свобода самовыражения.

Психодиагностика Воробьева и Налимова

Этот уникальный тест дает просто ошеломительные результаты. Он позволяет «вычислить» возраст испытуемого, его профессиональные наклонности, хобби, политическую ориентацию, семейный статус, а также отношение к различным философским концепциям.

Все эти данные получают посредством нехитрого, казалось бы, задания: всего-то и нужно, что разложить – в порядке предпочтения – репродукции 19 самых популярных полотен абстракционистов.

Настройка приемника изображения

Данному испытанию каждый может подвергнуть себя сам в домашних условиях. Надо вручную выбрать наиболее приемлемый цветовой режим для монитора компьютера или экрана телевизора.

Результаты будут следующими:

• светло-зеленые тона предпочтет человек недостаточно смелый и не очень волевой;

• доминирование красного разоблачит личность агрессивную, но доверчивую;

• преобладание желтого будет характерно для уравновешенного жизнелюба;

• голубую настройку выберет человек романтичный, но не горящий энтузиазмом.

Тест по окраске автомобиля

Американский специалист в области психологии цвета Бертольд Шварц разработал метод, позволяющий охарактеризовать автовладельца по цвету его «железного коня». К тесту прилагаются следующие выводы:

• на желтом или красном авто колесят дружелюбные оптимисты;

• зеленые легковушки возят реалистов и натуралистов;

• синюю машину предпочтет человек уравновешенный;

• черное авто – выбор бизнесменов и суперменов;

• белый цвет выберет водитель-консерватор;

• за баранкой серебристого автомобиля окажется честолюбец;

• коричневое транспортное средство достается, как правило, отцу многочисленного семейства.

Экспресс-тестирование по трем цветам

Этот самый быстрый тест предлагает испытуемому назвать, не задумываясь, три цвета. Первый передаст ситуативное состояние в момент проверки. Второй определит основную направленность характера. Третий станет «лакмусовой бумажкой» для определения отношений человека с другими людьми.

Психология цвета в акварели

При трактовке рисунков внимание специалиста привлекут:

• детали, выведенные серой, темно-коричневой или черной краской, – эти минорные цвета сигнализируют о душевном дискомфорте, беспокойстве и тревоге;

• предметы, получившие не свойственную им окраску, например, черный снег или красные слезы;

• элементы, выполненные в условных для психологии цветах, передающих традиционные ассоциации: мечтательный розовый, философский фиолетовый, чистый белый;

• образы, запечатленные в мажорной оранжево-желто-зеленой гамме: она свидетельствует о выражении положительного отношения к нарисованной ситуации.

Психология цвета и декор

Известно, что лучший способ избавиться от депрессии – пополнить гардероб и интерьер вещами «своего» цвета. Поле деятельности здесь беспредельно, ведь всевозможных тонов и полутонов – около 300 000! Только у серого, если верить авторам нашумевшего блокбастера, 50 оттенков: от почти белого до почти черного.

При выборе цвета аксессуаров, одежды или мебели не помешает прислушаться и к мнению дизайнеров. Они, как никто, могут угодить нашему вкусу. Итак, вот что думают профессиональные декораторы о роли цвета в нашей жизни:

1. Желтый — цвет солнца и хлеба. Враг негативных эмоций, друг аппетита, фантазии, перемен.

2. Бежевый – олицетворение стабильного покоя. Позволяет настроиться на здравомыслие.

3. Зеленый – умиротворяющий цвет. Располагает к релаксации и непринужденному общению.

4. Синий – духовный цвет, настраивающий на созерцание и размышление. Очень любим мечтателями и альтруистами.

5. Фиолетовый – цвет художников, музыкантов, философов. Дает ощущение гармонии, располагает к творчеству.

6. Белый – излучатель света, свободы и чистоты. Белоснежные скатерть, шторы, халат – всегда придадут сил и бодрости.

7. Серый – спокойный и мягкий, как дружеские объятия. Его выбирают чаще всего реалисты, лишенные всяческих иллюзий.

8. Черный – благородный цвет, олицетворяющий опыт, горе или протест. Может придавать загадочности и пикантности.

Таким образом, практическая цветопсихология помогает решить многие задачи современного человека, связанные с комфортом, саморазвитием, безопасностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *